В сентябре в Алматы планируют открыть первую в своем роде школу осознанного родительства. Цель проекта – честно и открыто рассказывать возможным родителям о том, что значит взять ребенка в семью, а также помочь тем, кто уже это сделал.
Инициаторы проекта Жанна и Эдуард Ким сами воспитывают приемных детей и всегда готовы помочь другим приемным родителям.
Родом из детства
– На самом деле помогать воспитанникам детдомов я начала еще с юных лет – ездила общаться с ребятами, помогала, чем могла, – рассказывает Жанна Ким. – А когда выросла и встретила будущего мужа, оказалось, что он рад поддержать мои инициативы. Просто в детстве в классе вместе с Эдиком учились двое ребят из детдома, и он всегда брал у родителей деньги на билеты в кино на троих. Когда вырос, желание помогать осталось. Именно он стал инициатором того, чтобы мы взяли первого ребенка. Я только молила высшие силы, чтобы они сами решили, кто станет нашим ребенком, потому что я не Бог, чтобы прийти в детдом и самой выбирать, кого я хочу, а кого нет. Так и получилось.
К тому времени пара уже имела своего шестилетнего сына, который был не только не против появления братика или сестренки, но увидев детей, которые жили без родительского тепла, расплакался и попросил маму взять всех, чтобы она могла их обнимать и целовать.
– С детьми всегда надо говорить, чтобы потом не возникло недопонимания. Все делается только по взаимному согласию, потому что дети не игрушки, которые можно вернуть в магазин, если они вам не понравятся, а проблем не избежать, потому что каждый ребенок в детском доме обделенный вниманием, не привыкший к домашнему теплу. И если его снова отдают в детдом – это огромная травма. К сожалению, у нас слишком проста процедура возвращения ребенка, – считает Жанна Ким.
Детей не выбирают
Собеседница назвала основные причины, по которым такое происходит. Прежде всего это несоответствие ожиданиям. Некоторые приходят, боясь, что им некому будет в старости подать стакан воды, у других в семье рождаются, к примеру, только мальчики, а они хотят девочку, чтобы ее наряжать…
– Запросы у родителей могут быть самые разные, на самом же деле нужно всего одно – хотеть сделать что-то не для себя, а для ребенка. Именно в этом случае люди готовы стать приемными родителями. В конце концов они же принимают или приняли бы всех детей, которые у них родились. Девочки или мальчики, больные или здоровые – любовь к детям должна быть безусловной, – уверена Жанна Ким. – Люди же именно так принимают детей, которых родили, хотя они тоже ни от чего не застрахованы. Однако не возникает мысли их вернуть. Родители пытаются решить проблемы или вылечить ребенка. С приемными детьми должно быть также, – уверена Жанна Ким.
Впрочем, не стоит спешить категорично осуждать тех, кто решит вернуть ребенка в детский дом. Ситуации ведь могут быть разные. Например, он угрожает безопасности ваших детей. Такие случаи тоже, к сожалению, не редкость. Одна из причин подобного поведения в том, что в детских домах не готовят воспитанников к тому, что их могут взять в семью,
– Так что родители берут в семью не игрушку, а живого человека с травмой, и его социализация – это долгая работа, когда можно сделать один шаг вперед и два назад, – говорит Жанна Ким.
Еще один важный вопрос – отношение к приемным детям в обществе.
– Сколько раз я отстаивала права моих детей. К сожалению, общество у нас пока в этом вопросе незрелое, – делится Жанна. – Был у меня случай, когда женщина усыновила шестимесячную малышку, которую нашли возле мусорки. С годами у девочки начала развиваться астма, причину которой никак не могли определить врачи. Мать поначалу не хотела говорить, что дочь приемная, но врач допытывался о возможных причинах, и молодой матери пришлось признаться, что с дочерью она знакома не с первых дней жизни. Узнав об этом, доктор предложил вернуть ее в детдом. Мать развернулась и ушла…
Знать все
О проблемах и рисках надо открыто говорить тем, кто готов пойти на такой шаг, но, возможно, не всегда понимает, что его ждет. Именно этим без устали и занимается Жанна Ким, которая за последние пять лет вместе с мужем приняла более 17 детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Они всегда готовы были помочь, если ребенок нуждался в защите и безопасности. Некоторые дети до сих пор живут с ними, другие нашли новые семьи, а кому-то пара помогла вернуться к родным.
– Многим кажется странным, что иногда мы берем детей под патронаж, чтобы потом найти им другие семьи. Говорят мне, мол, ты же к ним привязываешься, как же потом отдавать-то, – делится Жанна Ким. – Конечно, привыкаю. Был у нас один мальчик, у которого была легкая форма ДЦП, умственная отсталость и еще целый букет диагнозов. Впоследствии оказалось, что это умнейший ребенок, который просто закрылся ото всех, чтобы ему не причинили зла в детском доме. Если бы в детдоме уделяли больше внимания детям, помогали им восстановиться, у них было бы больше шансов обрести семью. Этим показательна история мальчика. Когда к нам прилетели в гости друзья из столицы, они полюбили ребенка с первого взгляда и попросили разрешения его усыновить. Он всегда мечтал о такой семье, где были бы дедушка и бабушка. Конечно, мы не смогли отказать.
Смущали только некоторые юридические вопросы. А именно, чтобы отдать ребенка в другую семью, его сначала надо вернуть в детдом. Чтобы у мальчишки не было травмы, семьи договорились, и в тот день, когда у Жанны и Эдуарда заканчивался патронатный договор, их друзья сразу же оформят усыновление. Сегодня ребенок счастливо живет в Нур-Султане – преуспевает в учебе и занимается танцами.
– Отсутствие сопровождения приемных родителей на законодательном уровне – еще одна актуальная для нас проблема. Люди, решившие взять ребенка в семью, нуждаются в помощи, в разного рода консультациях. Наше сообщество приемных родителей Казахстана не в состоянии охватить всех. Хотя мы проводим консультации самого разного рода.
Любая помощь хороша
К тому же собеседница уверена, если люди понимают, что не готовы взять ребенка в семью, но хотят помочь детям, лишенным семейного тепла, это можно сделать другими способами. Например, организовать для семей с приемными детьми различные фестивали, походы в музеи и кино. Можно просто дружить с семьями, в которых есть приемные дети. Это тоже очень много значит.
– Приемными родителями часто хотят стать люди с большим сердцем, а не с толстым кошельком. Им нужна помощь порой не только консультативного характера, – отмечает Жанна. – Именно поэтому мы хотим открыть школу, чтобы объединить и структурировать все, чем занимаемся. И таких проектов должно быть как можно больше.
Статья опубликована в №73, от 17.06.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Это не игрушки".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!