Новый фильм Жантемира Баймухамедова (Жантика), известного как музыкант, актер, продюсер, радиоведущий, шоумен и режиссер кинокартины «Шу-Чу», завоевал Гран-при четырех международных кинофестивалей за рубежом. Кроме этого, на кинофестивале в шотландском Глазго «Крыса» вошла в тройку победителей, а европейская платформа Future of Film Awards удостоила картину почетного упоминания.
Фильм «Крыса» получил свое название не в переносном смысле, а в самом прямом, потому что главным персонажем в картине является обычный серый хвостатый грызун, который живет под полом заброшенного помещения. То есть не совсем обычный, эта крыса любит музыку, и когда появляется новый постоялец, она, услышав его игру на гитаре, приносит ему вознаграждение – денежную купюру. Действие в фильме происходит в начале лихих 90-х, когда после развала Союза повально стали закрываться предприятия. В Казахстане в ходу еще были советские рубли, и крыса, услышав звуки гитары, ежедневно снабжает своего соседа денежкой (под полом прежний хозяин спрятал клад), а тот кормит ее, холит и лелеет, и даже придумал ей ласковое имя Люси, как в песне любимых «Битлз». Человек и крыса живут душа в душу, но однажды в их дом приходит беда…
Главную роль – бывшего заключенного, пытающегося найти свое место в жизни на свободе, – блестяще сыграл музыкант Сакен Молдахметов.
Жантемир Баймухамедов говорит, что хотел показать в фильме «казахского Шукшина», к тому же голос Сакена похож на голос незабвенного Василия Макаровича. В фильме фамилия у главного героя Байколов, а героиню «Калины красной» Василия Шукшина звали Люба Байкалова. И как Егор в «Калине красной», Сакен Байколов тоже освобождается из тюрьмы.
По словам режиссера, история в фильме основана на реальных событиях.
– Примерно в 1984 году мама читала мне об этом случае в газете «Ленинская смена», – рассказывает Жантемир Баймухамедов. – В той истории был тоже заключенный, который освободился из мест лишения свободы. Он поселился в том самом месте, где до него снимал квартиру такой же бывший заключенный, который умер. Но тот человек не был музыкантом.
На создание «Крысы» Жантемира подвигла пандемия, когда из-за запрета на массовое скопление людей жизнь вокруг как будто замерла.
– Мы с Бекнуром Кисиковым прогуливались вдоль Есентая, больше никуда нельзя было ходить, и он говорит: «Ну, сними кино в конце концов!» После этого я стал учеником, не побоюсь этого слова, великого мастера Рашида Нугманова, который живет в нашей стране. Я прошел два курса в его мастерской, мы много общались. В завершение курса был снят фильм, который, по сути, является моей дипломной работой. Мы отправили его на кинофестивали, и так случилось, что он взял четыре Гран-при. Я с радостью хочу показать вам призы…
На презентации присутствовал Рашид Нугманов, и в беседе с корреспондентом «Вечёрки» он отметил, что Жантемир успешно продолжает «новую казахскую волну» в кинематографе, которая в конце 80-х взорвала наше культурное пространство.
По словам создателя фильма, он сначала задумывал отрисовать крысу, но оказалось, что это слишком дорого, а фильм снимали на собственные средства:
– Компьютерная графика стоит огромных денег, и надо было найти настоящую крысу. Мы долго искали по объявлениям, в конце концов случайно вышли на человека, который разводит крыс и делает из них домашних животных. У него дома живут ворон, лиса, ежи, а сам он работает в зоопарке ветеринаром. Выяснилось, что у него есть домашняя дрессированная крыса, очень умная. И когда мы наконец-то нашли еще и локацию для съемок, то в том помещении в полу была настоящая дыра, которую прогрызли крысы. Когда разобрали доски, то нашли под полом скелет крысы. И точно также в этом помещении раньше жил человек, который тоже умер. И все вещи, которые вы видели в фильме, остались после него, то есть в этом месте время застыло.
По словам режиссера, после того как фильм показали на кинофестивалях, продюсеры из Испании заинтересовались технологией нашей съемочной команды и работой с крысами, потому что это колоссальная экономия средств, ведь компьютерная графика – дорогое удовольствие.
На презентации в Алматы нам повезло увидеть оригинальную версию фильма, где использована музыка «Битлз». Дело в том, что из-за авторских прав в киноиндустрии это запрещено.
– Все права выкуплены компанией Sony, и никому не позволяется использовать музыку «Битлз» в своих фильмах, – говорит Жантемир. – Элвиса Пресли – можно, да кого угодно, но только не «Битлз». Мы готовы заплатить деньги за использование музыки «Битлз», но пока нет возможности это сделать, поэтому на фестивалях показали другую версию фильма, более короткую и с другой музыкой.
С Сакеном Молдахметовым режисер познакомился лет 10 назад, и сразу был впечатлен им как музыкантом. Он всю свою жизнь посвятил творчеству «Битлз». Манера его игры неповторима. Дело в том, что так играли у нас до 80-х, максимум до 90-х годов, когда еще были дворовые гитаристы, которые владели этой школой.
– Дядя Сакен великолепно исполняет и блатной репертуар, и «Битлз», и классику, и казахскую музыку запросто! Однажды я просто снял его на видеокамеру, выложил в YouTube, и видео набрало более трех с половиной миллиона просмотров! Я понял, что надо снимать именно его по этому сценарию. Для него «Крыса» стала не просто фильмом, где он снялся в главной роли, а целью, к которой шел всю жизнь – показать свое исполнение музыки «Битлз». Песня «Жил в Одессе славный паренек» записана профессионально с нашим бендом. У него много поклонников по всему русскоязычному пространству интернета, большинство среди тех, кто прошел лагеря.
– Я непрофессиональный актер, – рассказал в свою очередь музыкант, – и во время съемок режиссер мне сказал играть самого себя. Так что вхождение в образ – это для меня незнакомая тема, играю, как Бог на душу положит, а дебют в кино у меня был в конце 70-х годов. Однажды мы, музыканты, сидели в каптерке физкультурного института, и к нам приехал помреж с «Казахфильма». Говорит: «Ребята, вы сегодня не заняты?» Мы говорим: «Нет, не заняты». Поехали на «Казахфильм» и в эпизоде сыграли музыкантов в сцене с Венерой Нигматуллиной. Мы тогда сыграли самих себя.
На вопрос, не было ли у него отвращения к крысе, когда во время съемок ему пришлось целовать Люси, Сакен Молдахметов ответил:
– Нет, я к ней привязался, она миленькая такая, тепленькая, ручная, я ее в обе щечки от души расцеловал.
Кстати, фильм завершается хеппи-эндом, а в заключительных титрах картины сообщается, что после съемок крыса принесла потомство, родила 12 очаровательных детенышей.
Статья опубликована в №24 - 25, от 18.02.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Подпольный миллионер".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!