О спецоперации «Набат» и успешном освобождении заложников для Vecher.kz рассказал ветеран спецподразделения КНБ.
13 июля отмечают свой профессиональный праздник сотрудники КНБ Казахстана. В связи со спецификой работы многие успешные мероприятия разведчиков и контрразведчиков не известны простым гражданам.
О проведенной на заре независимости страны уникальной спецоперации по освобождению заложников «Вечёрке» рассказал ветеран спецподразделения «Арыстан», майор запаса Сергей Семенов.
Недавно в Казахстане был снят художественный фильм «Набат» о том, как группа вооруженных беглых заключенных захватила автобус с пассажирами. В основе сюжета реальные события, происходившие в 1992 году на юге страны, непосредственным участником мероприятия по освобождению заложников явился тогда еще лейтенант Сергей Семёнов, служивший в специальном подразделении «А».
Ветеран вспоминает, что в тот период казахстанская спецслужба была на стадии становления.
На дворе февраль… звучит команда «Боевая тревога». Экстренно прибывшим на базу бойцам объяснили, что в Кызылординской области шестеро опасных уголовников-рецидивистов завладели оружием охранников и захватили автобус с пассажирами. Отпетых бандитов этапировали в Россию, некоторые были приговорены к смертной казни. Преступники сумели бежать, вооружившись автоматом и пистолетами.
Спецназовцы вылетели на вертолете в поселок Шиели. На месте выяснилось, что органами МВД неудачно проведена попытка освобождения заложников. Четверых беглецов нейтрализовали, но двое остались в автобусе и удержали часть пассажиров, среди которых женщины и дети. После перестрелки с полицией бандиты разъярились еще больше и были готовы на убийство заложников.
С преступниками вели переговоры, понимая степень угрозы. На месте руководил начальник департамента КНБ по Кызылординской области Михаил Дауенов. Даже после неудачной попытки нейтрализовать группу, с бандитами продолжался диалог. Террористы требовали в обмен на заложников крупную сумму денег и большой самолет, куда мог бы въехать автобус.
Вначале рассматривалась возможность добровольного освобождения бандитами заложников, но вскоре стало ясно – отморозки на уступки не пойдут. Тогда было решено штурмовать автобус. В конечном счете преступников уговорили ехать в сопровождении полиции в Шымкент, выдвинув аргумент, что только там может взлететь большой самолет.
Ситуацию осложнило то, что водитель сбежал из автобуса, а преступники сами не сумели повести машину. Сергей Семёнов, переодевшись в гражданку, предложил себя как водитель, но отпетые уголовники сумели «вычислить» оперативника. Стали угрожать оружием, пугать бойца и отказались от его услуг.
Вновь в ситуацию вмешался случай. На трассе силовики остановили попутную машину и водитель дальнобойного автомобиля, узнав, что преступники держат в заложниках простых граждан и детей, согласился сесть за руль.
В это время в аэропорту Шымкента готовилась спецоперация. Бойцы отдела «А» отрабатывали вариант силового освобождения заложников. В течение двух часов они тренировались на аналогичном «Икарусе».
"Надо отдать должное начальнику УКНБ по Южно-Казахстанской области Есенгельды Абельмазиновичу Мустафетову. Он давал все распоряжения, в том числе решил вопрос с автобусом для тренировок", – вспоминает ветеран.
Наступил момент атаки. Автобус въехал на территорию порта, и Сергей Семёнов на поливальной машине осуществил по нему удар, чтобы ошеломить бандитов и по возможности сбить их с ног. Тут же были брошены светошумовые гранаты и начался штурм.
Отсчет давал командир одной из групп Амангельды Баталов. Бойцы буквально влетели в автобус и в ходе боя старались прикрывать своими телами водителя и заложников. На ликвидацию бандитов ушло три-четыре секунды.
Один из преступников был убит на месте, а второй скончался от ран уже на летном поле. Заложники и водитель не пострадали.
Затем при подведении итогов командиры сделали вывод, что каждый участвовавший в операции спецназовец действовал на своей позиции правильно и оперативно.
"В дальнейшем уникальную спецоперацию внесли в учебники для спецслужб и опытом ее проведения заинтересовались партнеры из России и Израиля!, – рассказывает Сергей Владимирович.
Ветеран отметил и общественно-политический фактор. Спецслужба только вставала на крыло и в случае неудачи выводы со стороны руководства страны были бы весьма жесткими. Понимали это и руководители на местах.
Возглавлявший штаб генерал-майор Есенгельды Мустафетов, осознавая всю полноту ответственности, спросил командиров группы «А» - есть ли полная гарантия безопасности для заложников?
Руководители спецназа Амангельды Баталов и Александр Волосников ответили: «Мы сделаем все возможное. Гарантируем, что никто не пострадает».
В то время в Казахстане еще не было своих наград и участников операции наградили грамотами, а в 2021 году Указом Президента К.-Ж. Токаева Сергей Семёнов и ряд других сотрудников спецподразделения были награждены орденом «Айбын».
Большинство участников событий вышли на заслуженный отдых. Уже нет в живых командира Александра Волосникова и сотрудников: Анвара Аблакова, Сергея Аманова, Вадима Василенко, Игоря Кочергина, Валерия Кузнецова, Игоря Скрипникова, Игоря Ташматова.
Штурм в Шымкенте был первой в истории спецслужб Казахстана спецоперацией по освобождению заложников. Впоследствии Сергей Семёнов участвовал во многих боевых операциях, выезжал в «горячие точки» и прослужил в спецподразделении «А» до выхода на пенсию. Оставаясь скромным по натуре человеком, просит не делать из него героя-одиночку и отмечает, что каждая операция – это слаженная работа каждого бойца.
Накануне профессионального праздника ветеран говорит молодым сотрудникам Службы спецназначения «А»:
– Мои пожелания –быть достойным солдатом своей Родины. Принимать участие во всех мероприятиях, служить как положено. Если пришел в «Арыстан», то знай: это не просто название – это гордость. Бойцы с честью должны нести свое предназначение. Помнить, что судьба выбрала их для нелегкой работы.
Расул Бахамов
Фото из личного архива Сергея Семенова