Опыт у Алматы в этом плане достаточно большой.
Сегодня в рамках государственно-частного партнерства, по информации акимата города, в южной столице работают над 11 проектами по таким направлениям, как экология, окружающая среда, спорт, транспорт, энергетика, образование. Общая сумма государственных обязательств составляет 84,8 млрд тенге в виде договоров ГЧП по доверительному управлению госимуществом, сервисных контрактов и других документов.
В частности, внедряются предприятия, занимающиеся комплексной системой управления твердыми бытовыми отходами, управлением велотреком с подготовкой велосипедистов, управлением имущественным комплексом специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва № 2, имуществом физкультурно-спортивных зон при школах, диспетчеризацией общественного транспорта, интеллектуальной системой безопасности и анализа дорожного трафика.
Также ведется озеленение города, модернизация наружного освещения, средний ремонт тротуаров, остановок и других площадок.
Помимо этого, частный инвестор занялся организацией управления комплексами «Алматы арена» и «Халык арена». Другая компания занялась реконструкцией и управлением спортивных зон в образовательных учреждениях.
В акимате отметили, что сроки реализации этих договоров варьируются от пяти до 25 лет. Вместе с тем некоторые договоры ГЧП не имеют государственных обязательств и реализуются за счет инвестиций частного партнера.
Например, в микрорайоне Алгабас готовится проект строительства школы на две тысячи ученических мест на 14,8 млрд тенге. Общая площадь здания составляет 22,4 тыс. кв. м. Проект будет реализован в 2024–2029 годах. Причем строительство займет 11 месяцев, а эксплуатация – 60 месяцев.
– Инвестиционный проект направлен на согласование в Казцентр ГЧП, и по итогам рассмотрения получено положительное заключение. Осенью на веб-портале ГЧП будет объявлен конкурс, – пояснили в ведомстве.
Напомним, ранее маслихатом города был предложен перечень местных проектов ГЧП, которые планируется реализовать. Речь идет об управлении велотреком с подготовкой спортсменов. Также в список попало строительство, эксплуатация, обслуживание линии легкорельсового транспорта.
Согласно проекту нового Генплана развития города до 2040 года, общая протяженность ЛРТ составит 79 км. В том числе первая линия ЛРТ протяженностью 31 км появится, согласно планам акимата, до 2030 года. Она будет пролегать в западном направлении по улице Толе би до проспекта Алатау, далее до рынка «Барлык». В северном направлении – по улице Момышулы от улицы Толе би до индустриальной зоны в Алатауском районе. В восточном направлении – по улице Желтоксан от улицы Толе би до проспекта Райымбека и далее до «Халык арены» в пределах границы города. Также предстоит разработать технико-экономическое обоснование.
Вторая линия ЛРТ протяженностью 19 км появится до 2032 года – от улицы Толе би по улице Жарокова в южном направлении до микрорайона Казахфильм. В южном направлении – по улице Момышулы от улицы Толе би до пробиваемой улицы Торайгырова, далее до улицы Жарокова.
Третью линию в 29 км планируется проложить до 2040 года. Она будет проведена по улице Саина от улицы Момышулы до планируемого железнодорожного вокзала «Алматы-3», от улицы Саина в восточном направлении по дороге вдоль БАКа, далее по улице Жумабаева с выходом на улицу Хмельницкого до Талгарского тракта.
Помимо этого, в предложенном перечне находится открытие в Алматы клинико-диагностической и бактериологической лаборатории при ГКП на ПХВ «Городская клиническая больница № 4».
Ожидаются строительство и эксплуатация международной больницы на 200 коек, а также развитие и автоматизация лабораторной диагностики на базе Городской клинической инфекционной больницы имени И. Жекеновой.
Автор Аида ЖУМЕКЕНОВА
Статья опубликована в №120 от 10.10.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Сотрудничество со знаком плюс».