В детстве он получил сильную психологическую травму – его родной брат играл за знаменитый футбольный клуб «Пахтакор» и погиб в авиакатастрофе со всей командой в 1979 году. После этой трагедии Мухтар возненавидел футбол и потерял себя. Спустя 40 лет ему неожиданно приходится стать тренером детского футбольного клуба. Он не хотел там работать, но пришлось. Клуб был создан для отмывания денег местным криминальным авторитетом. В команду набрали воспитанников детского дома. Сначала Мухтар был тренером для «галочки», избегал своей работы. Затем, увидев стремление детдомовцев к успеху, он начинает меняться. У него появляется цель в жизни, а у детей большая мечта – выиграть футбольный чемпионат в Бразилии…
Режиссером фильма выступил Руслан Пак, известный казахстанскому зрителю по криминальному триллеру «Три». У картины – невероятная предыстория.
– Идея родилась несколько лет назад. Я снимал документальный фильм про трагическую историю команды «Пахтакор», основной состав которой в 1979 году погиб в авиакатастрофе. Остались участники команды, которые не полетели тем рейсом. Во время записи интервью с одним из них я спросил, что означают жестяные банки, которыми уставлены все стены его дома. Его ответ поразил меня до глубины души. Когда он узнал о трагедии, то сел на велосипед и поехал из Ташкента на место катастрофы. Это несколько тысяч километров из Узбекистана до Украины. Он собрал землю с места трагедии и привез ее в термосе домой. Потом ежегодно в память о своей команде начал устраивать такие велопробеги и каждый раз привозил немного земли. В этих жестяных банках она и хранилась. Этот поступок так меня вдохновил, что я решил снять об этом фильм, – рассказал Руслан Пак.
Работа над сценарием началась во время пандемии и велась около двух лет. Создатели картины сразу решили, что не будут строго придерживаться канонов спортивных фильмов, а сделают историю более объемной.
Режиссер добавил, что эта кинолента о судьбе человека и о том, что важно не терять веру в себя, в свою мечту, надежду, продолжать идти к своей цели, что бы ни происходило в жизни.
Ради съемок на другом континенте группа летела в Бразилию больше 30 часов с тремя пересадками.
Режиссер картины хотел несколько раз поменять Бразилию на Таиланд или отснять все в декорациях, но, прилетев в эту страну, понял, что принял правильное решение снимать именно тут. Они встретили дружелюбных, открытых, энергичных людей с огромным опытом в кинопроизводстве. Съемки проходили в фавелах – самом криминальном районе Риоде-Жанейро. Им пришлось договариваться с бандитами, получать от них разрешение.
Главную роль в картине сыграл один из ярчайших драматических актеров современной казахской сцены Дулыга Акмолда. Начинающих футболистов на экране воплотили восходящие кинозвезды Мырза Махамбет, Ербол Альмухан и Азат Жумадил. Единственная женская роль в картине досталась Салтанат Серкебаевой.
Над фильмом «Арғымақ. Небесные кони» работала поистине интернациональная команда. Если на экране блистают казахстанские актеры, то за кадром поддержку им оказывают корейские кинематографисты. По словам Руслана Пака, весь пост-продакшн картины делался в Корее, но компьютерную графику смело доверили казахстанской студии Cubic. Музыку к фильму написал английский композитор, а трюки ставила прославленная казахстанская каскадерская команда Nomad Stunts.
– Совместная работа кинематографистов двух стран делает нашу историю уникальной, оригинальной и интересной. В мире кино не существует границ. Проекты, созданные на стыке разных культур, сегодня становятся у зрителей наиболее востребованными, – уверен Руслан Пак.
Автор Айгуль ДУСЕНБАЕВА
Статья опубликована в №141 от 25.11.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Вдохновляющее кино»