Среди наставников Мукана Тулебаева был народный артист Казахской ССР композитор Евгений Брусиловский.
Мемориальная экспозиция расположена в селе Лепсы под Алматы, на малой родине народного артиста СССР Мукана Тулебаева (1913–1960). Она состоит из четырех залов и повествует о корнях, жизненном и творческом пути одного из основателей музыкального искусства республики.
Музей открылся в 1993 году к 80-летию со дня рождения композитора, музыковеда, педагога. В 2013 году, к 100-летию Мукана Тулебаева, отмечавшегося под эгидой ЮНЕСКО, залы и стенды были модернизированы.
Как рассказал «Вечернему Алматы» хранитель музейного фонда Самат Джапаров, всего в музее находится на хранении 1753 экспоната, из них 864 составляют основной фонд, а 889 – вспомогательный.
«В числе раритетов – личные вещи композитора: концертный фрак, диплом об окончании Московской консерватории. Экспозицию украшает концертное фортепиано, за которым Мукан Тулебаев работал над своими произведениями», – сделал краткий обзор экспозиции Самат Джапаров.
Также на стендах представлены рукописные партитуры Тулебаева.
Один из разделов посвящен воспоминаниям, высказываниям о композиторе его педагогов, коллег. Они писали о трудоспособности Тулебаева, его даровании, стремлении постоянно совершенствоваться.
Среди наставников Мукана Тулебаева был народный артист Казахской ССР композитор Евгений Брусиловский.
Он вспоминал о том, как совсем молодым человеком Мукан Тулебаев приехал в Алма-Ату, чтобы профессионально учиться музыке. Брусиловский писал, что это был скромно одетый юноша с техникумом за плечами, который пел под собственный домбровый аккомпанемент и очень хотел учиться дальше. Брусиловского очень впечатлило это страстное желание, и он включил Мукана Тулебаева в список молодежи для обучения в казахской оперной студии в Москве…
К слову, московский период выдался непростым: был канун войны.
«Вначале Мукан учился по классу вокала, затем через два года перевелся на композиторское отделение по классу композитора и педагога Бориса Шехтера, а позднее – композитора, педагога, музыкального деятеля Рейнгольда Глиэра. В начале войны находился в рядах народных ополченцев в Москве, осенью 1941 года по состоянию здоровья вернулся в Алма-Ату», – рассказал факты биографии народного артиста Самат Джапаров.
По приезде в столицу Казахской ССР одетый по московской моде Мукан Тулебаев вновь пришел к Евгению Брусиловскому и поздоровался с ним как со старым знакомым. Брусиловский в своем очерке писал, что не узнал тогда молодого музыканта со столичным лоском и только позже по пылкому взгляду вспомнил юношу, которого некогда отправил учиться в Москву.
Тулебаев попросил Евгения Григорьевича давать ему уроки композиции. Старший коллега согласился, и обучение длилось с 1941 по 1956 год, в тот же период Тулебаев активно включился в работу Союза композиторов Казахстана, который с 1948 по 1953 год возглавлял Брусиловский.
Тулебаев, по воспоминаниям его педагога, обладал большой работоспособностью, гибким и пытливым умом, молодого композитора интересовало все: чем занимается оргкомитет Союза композиторов Казахстана, какие злободневные вопросы решал в начале Великой Отечественной войны и другие аспекты музыкальной жизни республики.
В 1942–1944 годах Мукан Тулебаев был дирижером Казахского государственного оркестра народных инструментов имени Курмангазы.
«Об этом периоде, в частности, напоминает дирижерская палочка Мукана Тулебаева. Этот раритет представлен в нашей экспозиции», – продолжил Самат Джапаров.
Он добавил, что в этой работе Тулебаев продолжил путь основателя коллектива, народного артиста Казахской ССР, композитора и музыковеда Ахмета Жубанова: он сочетал традиции казахского искусства с мировой симфонической школой, что способствовало оркестровой насыщенности.
В послевоенное время Мукан Тулебаев продолжил обучение композиции в Московской консерватории. Его педагогами были Николай Мясковский и Владимир Фере. Получив композиторский диплом, Мукан Тулебаев вернулся в Алма-Ату.
Творческий расцвет композитора пришелся на послевоенный период. В числе его основных произведений – оперы «Амангельды» (совместно с Евгением Брусиловским, «Биржан и Сара», оркестровые произведения – «Фантазия на казахские народные темы», «Казахская увертюра», поэма «Казахстан», «Той» (праздник, жанровая картинка) и другие, ставшие частью партитуры музыкальной сокровищницы Казахстана.
Мукан Тулебаев вошел в историю как соавтор гимна Казахской ССР, а впоследствии и первого гимна независимого Казахстана. Это произведение было создано совместно с Евгением Брусиловским и Латифом Хамиди. Гимн был принят к исполнению на официальном уровне в 1945 году.
«В гимне весь запев был мой, а весь припев целиком Тулебаева», – делился Евгений Брусиловский.
Не стало Мукана Тулебаева в 1960 году. Как отметил хранитель фонда, композитор прожил короткую, но творчески насыщенную жизнь. Он был удостоен звания народного артиста СССР, Сталинской премии второй степени – за оперу «Биржан и Сара», Республиканской премии имени Жамбыла. За фронтовую доблесть Мукан Тулебаев был награжден орденом Отечественной войны II степени.
«В наш музей приходит много молодежи, студентов музыкальных учебных заведений. Раритеты, представленные в экспозиции, помогают воссоздать время, в которое жил Мукан Тулебаев, проникнуться атмосферой большого искусства и узнать много нового о выдающемся казахском композиторе», – заключил хранитель фонда.
Статья опубликована в № 18, от 04.02.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Атмосфера большого искусства».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!