Она наряду с прочими средствами способствует созданию определенной эмоциональной атмосферы спектакля, углубляет образы персонажей, подчеркивает переломные моменты развития действия.
Талантливая режиссура, актерское мастерство и искусные декорации, несомненно, величины бесспорные. Но именно музыка вкладывает душу в спектакль и делает его живым. Музыкальная магия – важный ингредиент в творческой кухне Государственного академического детского театра имени Наталии Сац.
Композитор, аранжировщик, гитарист, концертмейстер и заведующий музыкальной частью театра Илья Блинков всегда мечтал связать свою жизнь с музыкой. Еще школьником он сочинял собственные произведения, выступал в составе группы и сам поступил в музыкальную школу. В армии играл в ансамбле песни и пляски. Позже продолжил обучение и даже преподавал в музшколе в Москве, в качестве гитариста выступал в Московском театре оперетты и Московском губернском театре.
Недавней работой Ильи было музыкальное сопровождение к спектаклю «Руслан и Людмила» в алматинском театре.
– Прежде чем начать работу, я купил несколько разных изданий произведения – с различным оформлением, иллюстрациями, изучил историю написания поэмы. Сотворчество с режиссером Ириной Симоновой было очень комфортным – она понимала, чего хочет, если я писал что-то не то, мягко и корректно говорила, что исправить, выражая свои впечатления, настроение, поскольку сама не музыкант. К постановке она заранее отобрала несколько референсных треков – таких звуковых ориентиров, стиль, настроение которых она видела в постановке. Эстетика этих треков и стала основой для всего огромного объема музыки. С ней было очень интересно работать над эпизодом в пещере: мы вместе сидели за инструментом, она читала, я накидывал звуки, как бы создавая атмосферу, и вместе мы отбирали то, что подходит. В спектакле звучит оркестровая музыка с элементами средневековой – волынки, гусли, арфы, с этими инструментами я работал впервые, – рассказывает композитор.
Только написанием нот дело не заканчивается. Перед выходом на сцену Илья за кулисами контролирует процесс, помогает актерам менять микрофоны, звукорежиссер предварительно регулирует их, следит во время спектакля за настройками, зарядом батарей. Здесь уже важен тандем со звукорежиссером. В Театре имени Наталии Сац это зона ответственности Марии Якуты, которая, к слову, пошла по стопам отца – он работал звукорежиссером в алматинском цирке. После колледжа тоже пришла работать в цирк, после получила приглашение в Филармонию имени Жамбыла. А потом в газете увидела объявление: «В Театр имени Наталии Сац требуется звукорежиссер». Прошла собеседование и буквально сразу же приступила к работе.
– Вначале было очень тяжело, поскольку театр не сравнить ни с цирком, ни с филармонией. Это отдельное, особое государство. В декабре будет уже 19 лет, как я служу этому прекрасному делу. Театр стал моим вторым домом, где я провожу большую часть времени. Очень люблю нашу труппу и свою работу, – говорит Мария.
Как шутит звукорежиссер – ее работа не просто нажимать вовремя кнопки на пульте: нужно постоянно следить за микрофонами, сценарием, музыкой, своевременно запускать треки и контролировать уровень звука и громкости в зависимости в том числе от количества зрителей. Словом, чтобы музыка действительно вдохнула в постановку жизнь, нужен гигантский опыт и даже смелость.
Статья опубликована в №120 от 10.10.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Вместо тысячи слов»