Депутаты Мажилиса, члены фракции партии «AMANAT» рассмотрели поправки о передаче части государственных функций в сфере автомобильных пассажирских перевозок в саморегулирование, сообщает Vecher.kz.
Соответствующий законопроект в настоящее время рассматривается в Мажилисе.
Презентуя законопроект, министр транспорта Марат Карабаев подчеркнул, что он позволит навести порядок в сфере пассажирских перевозок. Через механизмы саморегуляции самими участниками рынка будут решаться многие имеющиеся проблемы – тарифообразование, соблюдение трудового дня, техосмотр, безопасность пассажирских перевозок и другие.
Предлагаемые новеллы позволят улучшить прозрачность ценообразования агрегаторов такси, а также обеспечат справедливую конкуренцию и равные условия для участников рынка.
В ходе дискуссии ряд депутатов выразил свои опасения, что в представленном проекте закона саморегулируемые организации не имеют достаточных ресурсов и полномочий для обеспечения безопасности дорожного движения. Более того, передача ключевых функций ограниченному числу частных объединений может привести к монополизации рынка, ценовому сговору и усилению финансовой нагрузки на более чем 500 тысяч таксистов, для которых эта сфера является основным источником дохода.
Спикер Мажилиса, Председатель партии «AMANAT» Ерлан Кошанов поведя итоги дискуссии, отметил, что сегодня в сфере пассажирских перевозок скопилось много проблем, которые требуют нового подхода к регулированию. Меры, предлагаемые министерством, в целом понятны и заслуживают внимания, но они не должны приводить к ослаблению транспортного контроля со стороны государства. Он подчеркнул необходимость прямого закрепления в законе конкретных обязательств по обеспечению безопасности на дорогах, в том числе страхованию жизни пассажиров.
«Президент в своем Послании поручил обеспечить безопасность дорожного движения. Министерство подготовило аргументированное и комплексное видение, которое дает решения по многим проблемам в этом вопросе. Вместе с тем, стремясь к саморегулированию в сфере перевозок, мы не должны негативно влиять на ежедневный заработок таксистов. Все нововведения должны предлагаться Министерством с учетом мнения граждан, работающих в сфере такси. Надо найти оптимальный баланс по всем спорным вопросам. Мы должны исключить социальное напряжение в сфере пассажирских перевозок, которая ежедневно прямо касается миллионов людей», – сказал он.
Председатель Мажилиса предложил Министерству с учетом имеющихся к законопроекту вопросов, провести пилотное тестирование работы СРО и с учетом полученных результатов выработать новые предметные подходы по этому вопросу.
Кроме того, в ходе дискуссии депутаты, обращаясь к вице-министру внутренних дел Игорю Лепехи, подчеркнули важность оперативного реагирования на резонансную информацию, вводящую граждан в заблуждение. В частности, речь идет о якобы имеющихся штрафах за прогрев автомашин более пяти минут.
«Про прогрев нет там про 5 минут. Механическим транспортным средствам запрещается остановка в населенных пунктах с работающим двигателем, если это создает неудобство жителей. К ответственности по этой норме привлекаем только по заявлению. В прошлом году таких случаев было три, один из них прокуратура отменила. То есть за прогрев двигателя мы к ответственности не привлекаем. Это проблема из пальца высосана», – заверил вице-министр.
В заседании фракции также приняли участие руководство Агентства по защите и развитию конкуренции, правления НПП РК «Атамекен» и другие.
По последним данным, общее число водителей такси в Казахстане составляло около 213 тысяч человек, причем 34% всех поездок приходилось на города-миллионники: Алматы, Астану и Шымкент.
С 1 января 2025 года в Казахстане вступили в силу новые правила для таксистов. Теперь водители обязаны сообщать в акимат о своей деятельности, а перевозчики должны заключать с ними трудовые договоры. Кроме того, усилился контроль за соблюдением режима труда и отдыха, медицинскими осмотрами и состоянием автомобилей.
Эти изменения направлены на повышение безопасности и качества услуг такси, а также на выведение рынка из тени.
В декабре 2022 года в Казахстане утвердили новые правила для автовокзалов и пассажирских перевозок.