Отдельно обсудили возможность снижения количества таможенных досмотров, сообщает Vecher.kz.
Комплексное развитие транзитного потенциала Казахстана через внедрение «Зеленого коридора» – одна из ключевых задач, обозначенная Главой государства в недавнем Послании народу Казахстана. Речь идет о системном пакете мер, который охватывает таможенные процедуры, логистику, строительство инфраструктуры, регулирование транспортной отрасли и цифровизацию сопутствующих процессов.
На совещании под председательством вице-премьера – министра национальной экономики Серика Жумангарина рассмотрели текущую ситуацию в сфере транзита и шаги по дальнейшему повышению эффективности грузоперевозок.
По данным Министерства транспорта, через Казахстан проходят пять международных железнодорожных коридоров: ТМТМ (КНР - ЕС), Среднеазиатский (РФ - ЦА), Южный (КНР - ЦА), Север – Юг (РФ – Туркменистан - Иран), Северный (КНР-РФ-ЕС). За последние пять лет объем транзита вырос с 21,8 млн тонн в 2020 г. до 27,4 млн тонн в 2024-м (+20%). Контейнерные перевозки увеличились с 0,8 млн ДФЭ до 1,3 млн ДФЭ (+37%). За 10 месяцев 2025 г. транзит составил 24,9 млн тонн (+11,5%). По прогнозу министерства, по итогам года ожидается 31–33 млн тонн, в 2026 г. – до 54 млн тонн, к 2029 г. – до 67 млн тонн, а к 2035 г. транзит может достичь 100 млн тонн.
Отдельно обсудили возможность снижения количества таможенных досмотров, для прохождения которых необходимо проводить отцепку вагонов, что нарушает целостность составов и увеличивает время простоя на границе.
В свою очередь, Министерство финансов проводит комплексную работу по внедрению принципов «Зеленого коридора» – ускорение пересечения границы, сокращение досмотров и перевод процессов в электронный формат.

«В информационной системе «КЕДЕН» с прошлого года запущен модуль таможенного транзита и предварительного информирования. Система автоматически определяет виды необходимого государственного контроля, обеспечивает работу смежных служб по принципу «одного окна», – сообщил вице-министр финансов Ержан Биржанов.
Внедрена система электронной очереди (СЭО), которая обеспечивает прозрачность перевозок и прогнозируемость процесса. С начала внедрения зарегистрировано более 2,7 млн бронирований, в бюджет поступило свыше 20,6 млрд тг.
Полностью завершена и уже заработала автоматическая выдача иностранных бланков разрешений (ИБР) на границе с Китаем и Узбекистаном. Это позволило исключить посредничество, обеспечить равный доступ перевозчикам. За 10 месяцев выдано свыше 160 тыс. ИБР (поступление – более 647 млн тг).
На автомобильных пунктах пропуска внедряется система интегрированного контроля (СИК), которая объединяет все этапы прохождения автотранспортных средств – от регистрации до выпуска. В рамках развития приграничной инфраструктуры запущены три транспортно-логистических центра на границе с КНР, склады временного хранения для крупногабаритного транспорта на границе с КНР и с Узбекистаном. Планируется запуск ТЛЦ в Алатау и СВХ на пункте «Атамекен». В результате принятых мер пропускная способность автопунктов увеличилась в 2024 г. в 2,5 раза к уровню 2023 г. Время прохождения АТС сокращено до 30 минут.
Совместно с АО «НК «КТЖ» реализован пилот автоматической выдачи транзитных деклараций по направлению Китай – Казахстан –Центральная Азия. За 10 месяцев оформлено 109,2 тыс. деклараций, время оформления одного контейнерного поезда сокращено с 3 часов до 30 минут. Идет работа по расширению пилота на маршруты Китай – Европа.
Минфином разработан проект многостороннего соглашения «Бесшовный транзит» (страны ЦА, Кавказ, Туркменистан). Реализацию с Узбекистаном планируется завершить к марту 2026 г.; в перспективе – подключение к проекту КНР. Ведется интеграция ИС «ЕАСУ» с ИС «e-Freight» для перехода от бумажных накладных к электронным.
На совещании также рассмотрели ход модернизации пунктов пропуска, реконструкции приграничных железнодорожных станций и обеспечение парком вагонов. Сегодня в республике эксплуатируется 145,7 тыс. грузовых вагонов (+12% к 2015 г.). Количество фитинговых платформ увеличилось в 2,4 раза – до 12,7 тыс. единиц. Обновление парка проводится ежегодно.
В части авиации отмечено, что аэропорты страны по итогам 2024 г. обслужили 29,7 млн пассажиров и обработали 171 тыс. тонн грузов. Наиболее загруженные направления – Азия (в основном КНР) – Европа/США. Это создает значительный потенциал для развития отечественных авиационных хабов (Астана, Алматы, Шымкент, Караганда, Актау, Актобе).
Подводя итоги совещания, Серик Жумангарин подчеркнул необходимость минимизировать вмешательство в контейнерные поезда, сохраняя их целостность:
«Наша задача – сохранить и развить транзитный потенциал. Мы строим дороги, модернизируем пункты пропуска. Все звенья должны работать согласованно», – подчеркнул он.
По итогам совещания вице-премьер поручил до конца года проработать возможность снижения числа таможенных досмотров для транзитных грузов, следующих через Казахстан в третьи страны по железной дороге.

