В Театре Булата Аюханова впервые поставили балет «Снежная королева»

В Театре Булата Аюханова впервые поставили балет «Снежная королева» Источник фото: Фото Кайрата КОНУСПАЕВА

За 55 лет своего существования Государственный академический театр танца, который имеет второе название – Театр Булата Аюханова, а с момента основания в 1967 году до 1975-го именовался «Молодым балетом Алматы», впервые поставил спектакль «Снежная королева», хотя идея витала давно.


Как рассказала «Вечёрке» главный балетмейстер Государственного академического театра танца заслуженный деятель РК Гульфида Гафурова, Булат Аюханов очень скрупулезно подбирал музыкальный материал к своим спектаклям, поэтому иногда к ним специально писалась музыка, как, например, для балета «Гак-ку – клич лебедя». Аида Исакова, друг и соратник Булата Аюханова, написала музыку, и в результате был создан прекрасный двухактный балет по мотивам эпоса «Кыз Жибек», но к «Снежной королеве» долго не получалось подступиться.




– Я предлагала Булату Газизовичу: «Давайте сделаем альтернативу «Щелкунчику», пусть у всех зимой будет «Щелкунчик», а у нас – «Снежная королева», – говорит Гульфида Гафурова. – Он сказал: «Я не могу подобрать музыку». Если Булат Газизович что-то делал, то делал это с перфекционизмом. Я его спросила: «Можем ли мы кого-то пригласить?» Он спрашивает: «Кого?» Я сказала: «Майлена Тлеубаева». И он ответил: «Я очень буду рад. Очень люблю этого мальчика, это сын моего ученика Минтая Тлеубаева. Я знаю, что он очень талантливый, и даю ему полную свободу постановки. Я ему доверяю».



С режиссером-хореографом Майленом Тлеубаевым Театр Булата Аюханова сотрудничает не первый раз, до этого он ставил одноактный балет «Плаха» на музыку Петра Чайковского по мотивам одноименного романа Чингиза Айтматова и «Классическую симфонию» на музыку Сергея Прокофьева. 



– Поэтому мы к нему обратились, зная его стиль работы, – говорит Гульфида Гафурова. – Балет «Снежная королева» поставлен в лексике классического танца на музыку трех великих композиторов: Кюи, Мусоргского и Глазунова. Этих трех композиторов объединяет одна эпоха, один стиль, поэтому в общем балет получился как единое целое произведение. Поставлен он по всем канонам классического танца и гротесковых мизансцен, где, конечно, требовалось конкретное исполнение персонажей. Как и в самой сказке, так и в балете самая главная идея – это, конечно же, как добро побеждает зло. Любовь, искренняя дружба не имеют никаких границ и преград. 



По словам Гульфиды Гафуро­вой, режиссер-постановщик Май­лен Тлеу­баев проживает в Японии, поэтому балет ставился в формате онлайн. Репетировать начали с августа, но работать в таком формате было непросто, однако в театре знакомы со стилем Майлена Тлеубаева, и постановщикам все удалось, тандем сложился удачно. 


Режиссер-постановщик написал либретто на основе всем известной сказки Ганса Христиана Андерсена. «Сценическое решение заключается в простоте хореографического языка, построенного на канонах классических балетов. Это сделано намеренно, чтобы маленькому зрителю все было понятно. Балет детский, но и взрослые найдут в нем много интересного. Костюмы нарисовала прекрасный художник Инна Суги. Мы уже ранее работали с ней над балетом «Плаха», который прошел с большим успехом, нашел отклик в сердцах зрителя и получил высокую оценку критиков», – рассказал Майлен Тлеубаев в письменном сообщении прессе. 



В отличие от многих постановок Театра Булата Аюханова балет-сказка «Снежная королева» – двухактный, идет с антрактом. Партию Снежной королевы делят ведущие солистки театра Анна Бурлова и Айнур Мукашева. В первый день танцевала Анна Бурлова, высокая фактурная балерина, рядом с которой исполнитель роли Кая – ведущий солист балета Артемий Сеялов кажется мальчишкой. Партию Герды танцевала ведущая солистка балета Айя Мелис.


Спектакль в действительности получился сказочный, яркий, красивый, он интересен и взрослым, и детям. Во время премьеры маленькие девочки-зрительницы, одетые в нарядные платья принцесс, не могли удержаться на месте, они вставали со своих кресел и выходили в проходы, где повторяли за артистами их движения, и на это забавно было смотреть, но строгие тетеньки-капельдинеры отправляли юных танцовщиц к родителям. 


Как и положено в скандинавских сказках, на сцене были тролли – солисты балета Олжас Атишев и Еламан Тиыштыкбай. Не обошлось, конечно, и без разбойников, которых представили замечательные танцоры Айым Садвакасова, Алажар Карабалаев, Бекарыс Кизат. Забрав у Герды шубку, варежки и лошадей, они затем отправляют ее на поиски Кая на северном олене, его партию станцевал ведущий солист Калибай Алишер. Все сказочные персонажи получились очень яркие, артисты хорошо передали характеры своих героев, особенно порадовал харизматичный Ворон, партию которого танцевал премьер театра Дияр Акенев. Хореография в этом спектакле, предназначенном в первую очередь для детской аудитории, довольно-таки простая, поэтому в нем мало сложных балетных движений, но Ворон предстал самым техничным и виртуозным с его антраша и пируэтами. 


Как сказала Гульфида Гафурова, для того чтобы качественно танцевать балет, надо продумать образ, а так как это сказка, в которой имеются тролли, разбойники, принц с принцессой и так далее, то есть такие персонажи, где требуется яркая мизансцена, работать нужно артистически, показывать выразительную мимику и характерные движения. При этом не только хорошо делать фуэте и гранд-пируэты, а показать себя как артист, драматический актер. 
Порадовал в спектакле и кордебалет. В «Снежной королеве» есть альтернативные «Вальсу снежных хлопьев» и «Вальсу цветов» танцы, которые органично вплелись в сюжетную ткань, ведь в сказке Андерсена как раз говорится о снежном рое и чудесном саде, полном самых разных цветов.


Партию старушки-цветочницы танцевала ведущая солистка балета Гульнар Камалова, а ласточек в ее саду – Алия Курабаева и Наргиз Канатова. В роли принца и принцессы, к которым попадает Герда, сбежав от старушки, выступили солисты балета Адиль Уразов и Сымбат Максут. 


«Снежную королеву» можно будет увидеть только в следующем театральном сезоне, ведь и «Щелкунчика» тоже показывают лишь зимой, в преддверии рождественских и новогодних праздников.


Многие годы Булат Аюханов мечтал поставить «Снежную королеву» в своем театре и не успел посмотреть спектакль. Перед премьерой режиссер-постановщик Маулен Тлеубаев сказал Гульфиде Гафуровой: «Пожалуйста, если у вас будет возможность общаться с журналистами, то передайте им, что эту постановку я посвящаю Булату Газизовичу».


Статья опубликована в №19, от 07.02.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Альтернатива «Щелкунчику»".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

08:50

18:01

17:27

16:48

16:19

15:42

15:03

14:24

13:45

13:06

12:27

11:47

11:18

10:39

10:00

22:30

22:11

21:34

17:58

17:24

16:52

16:17

15:42

15:06

14:33