Важен каждый

Важен каждый Фото предоставлено Центром социальных инклюзивных программ

В Алматы планируют создать городской инклюзивный ресурсный центр.


На сегодня это главный проект Центра социальных инклюзивных программ, который существует в Алматы уже не первый год. Здесь обычные дети занимаются вместе с особенными, они учатся понимать друг друга, помогать и поддерживать. Словом, строить обычное общество.

Все равны

– Мы планируем организовать в мегаполисе городской инклюзивный ресурсный центр и при нем пока небольшую школу, где особенные дети смогут учиться вместе с обычными в соотношении 30 процентов особенных ребятишек и 70 процентов обычных. Это даст нам возможность разрабатывать и отрабатывать те практические методы, которыми мы сможем делиться. Конечно, детей в классах будет немного. Это позволит педагогам находить к ученикам индивидуальный подход, максимально раскрывать потенциал каждого, давать всем детям путевку в жизнь. Сейчас мы ведем переговоры по поводу нашего масштабного проекта, – рассказала бессменный руководитель Центра социальных инклюзивных программ Салтанат-Мурзалинова-Яковлева.

По ее словам, также в инклюзивной школе будут работать кабинеты психолога, группы помощи родителям особенных детей. Главная задача – сделать так, чтобы родителям с особенным ребенком не надо было метаться в поисках совета, специалиста, фонда. 

– Мы уже сейчас аккумулируем у себя информацию, готовы дружить с разными организациями, чтобы максимально эффективно помогать семьям с детьми с особенностями, – говорит собеседница. – Также у нас можно пройти социализацию, найти единомышленников и получить поддержку. В те школы, в которых возникают сложности в отношении к необычному ребенку со стороны нормотипичных детей и их родителей, команда планирует выезжать, проводить инклюзивные игры, организовывать социальные акции, чтобы пропагандировать инклюзию как социальную норму.

Общение без границ

Однако самое главное – это инклюзивное образование, отношения нормотипичных детей с особенными, что очень важно и для тех, и для других. 

– Наша основная задача – чтобы после школы нормотипичные дети, планируя свою жизнь, в какие-то бизнес-проекты включали людей с особенностями, чтобы заранее продумывали рабочие места, чтобы их проекты всегда учитывали интересы каждого человека. Школой жизнь не заканчивается. Школа – это лишь время, когда дети учатся жить, а не только формируют академические навыки, – уверена Салтанат Мурзалинова-Яковлева.

Активисты давно убедились, что эта модель успешно работает. Именно таким образом построены занятия в Центре социальных инклюзивных программ. На первый взгляд, здесь дети занимаются почти как в обычной школе, у них есть расписание уроков. Почти, потому что ребята в одном классе разные – как обычные школьники, так и ребята с особенностями развития. Однако и те и другие не только получают новые знания, но и учатся взаимодействовать, понимать друг друга.

– Я считаю, что для ребенка это очень важно. Только так он развивается, по-настоящему узнает жизнь, видя что люди бывают разные, но это не означает, что одни лучше, другие хуже, у одних больше возможностей, а у других меньше, – рассуждает Салтанат. – В здоровом обществе все равны и помогают друг другу в нужный момент. Помимо школьных предметов мы учим именно этому.

Как все начиналось

У самой Салтанат Мурзалиновой-Яковлевой шестеро детей – двое своих и четверо приемных. И все они занимаются в Центре социальных инклюзивных программ, который во многом именно благодаря им и появился.

– В 2016 году я познакомилась с одной замечательной командой, которая сейчас уже уехала из Казахстана. Тогда мы с сыном впервые пришли на занятия родителей детей с особенностями, – вспоминает Салтанат – Я увидела сколько в них жизни, огня в глазах. А потом заметила, как такие занятия влияют на моих детей, как они становятся добрее, эмпатичнее, как появляется для них смысл во всем, что они делают. Так я поняла, что инклюзия как инструмент развития эмпатии – это то, что надо. Позже, когда в моей семье появились приемные дети, инклюзия сработала и на эту ситуацию. И помогла нам наладить отношения в семье, включить ребят в общество.

Первоначально группа активистов проводила различные спортивные соревнования, в которых принимали участие обычные и особенные дети. Потом стали организовывать и другие события. Так, шаг за шагом пришли к организации Центра социальных инклюзивных программ, в котором сегодня работают педагоги, психологи и тьюторы – специальные наставники, которые оказывают детям необходимую помощь. Например, помогают человеку выйти к доске, следят за поведением детей с аутизмом.

Если на начальном этапе в проекте было 10 детей, то сейчас – около ста. Ежедневно в центр обращается не менее шести семей, из которых четыре семьи с нормотипичными детьми и две – с особенными.

Все вместе

Много помогают и родители особенных детей, которые нередко и сами устраиваются работать в этот центр. Например, одна из них – педагог дошкольной подготовки Надежда Баранова. Она присоединилась к работе Центра благодаря своему «солнечному сыну» – так называют детей с синдромом Дауна.

– Я работаю с разными детьми и к каждому стараюсь найти подход во время урока, помочь ребенку раскрыть свой потенциал, ведь способности есть у каждого. Их надо просто увидеть – уверена Надежда Баранова.

На занятиях у другого преподавателя, Доминики, школьники учатся делать что-то своими руками. Причем обычные дети работают в тандеме с особенными. 

– К нам приходят как здоровые дети, так и ребята с разными диагнозами, но внутри центра мы не делим детей, для нас они все равны, ведь на самом деле границ не существует, они есть только в наших головах. Если мы не будем передавать наши стереотипы и страхи детям, у них получится найти общий язык. Именно поэтому нам так нужна инклюзивная школа, – подытожила Салтанат Мурзалинова-Яковлева. 

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13

14:48

14:26

14:03

13:40

13:18

12:53

12:31

12:21

12:09

11:47

11:25

11:03

10:38

10:16

10:04

09:36