Алматинские старшеклассники выбирают свое будущее.
Интересной и полезной назвали учащиеся школы № 117 встречу со специалистом городского Центра занятости населения Еркеш Жакуповой.
– В нынешнее время профориентационной работе молодого поколения придается большое значение, – говорит своим младшим друзьям Еркеш Жакупова. – Ведь неправильный выбор профессии влечет за собой ряд последствий. «Пять лет впустую» – эту фразу можно часто услышать от выпускников вузов. Поэтому выбор профессии нужно делать не перед первым собеседованием и подачей документов в институт, а еще в старших классах.
Еркеш Жакупова ознакомила ребят с миром самых актуальных специальностей и профессий будущего. Эксперт провела индивидуальные консультации с учащимися девятых классов о выборе профессии и рассказала об основных направлениях реализуемой Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек». Госпрограмма включает в себя ряд задач, таких как: подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием с учетом потребностей рынка труда, краткосрочное профессиональное обучение.
– Важную роль в развитии профориентации играет государство, поскольку профориентация рассматривается как основа государственной кадровой политики, – говорит специалист. – К примеру, анализ развития профориентации в России позволяет сделать интересные выводы. Во-первых, уровень развития профориентации во многом связан с уровнем развития реальной свободы выбора в обществе. И во-вторых, развитие самой профориентации может при определенных условиях способствовать развитию и сохранению свобод в обществе. Одним из таких условий является, на наш взгляд, определенная финансовая и статусная независимость самих профконсультантов, которая позволила бы им не идти на поводу у различных администраторов, которые распоряжаются деньгами идеологов, контролирующих все, что не вписывается в меняющиеся идеологические схемы. А самим решать, как помочь человеку найти достойное место в обществе и как через главное дело своей жизни, через профессиональный труд способствовать развитию улучшению данного общества.
Для расширения кругозора учащихся о мире профессий приглашаются советники центра информации и профессиональной ориентации, которые помогают в выработке планов на будущее, проводят индивидуальные консультации с учащимися и их родителями по выбору профессии. Они сотрудничают с учителями школы, школьным психологом, участвуют в работе совета класса.
По результатам проведенных исследований в области профессиональной ориентации школьников можно сделать следующие выводы:
– высок процент школьников, сохраняющих отрицательное отношение к обучению в межшкольных учебно-производственных комбинатах (до 40%);
– не все выпускники полной общеобразовательной школы реально связывают свою дальнейшую учебу с профилем, который они изучали в 9-11 классах;
– выпускники наших школ имеют более или менее конкретное представление лишь о 10–20 профессиях, а во Франции, например, о 200–250 профессиях;
– низок престиж у молодежи станочных, швейных, строительных, электромонтажных и других профессий. Согласно данным исследования, до 20 процентов старшеклассников в настоящее время не имеют профессиональных планов.
Для того чтобы изменить эту ситуацию, в современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Ее важнейший аспект – организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом их способностей и интересов, а также потребности общества. Во многом решение данной проблемы становится одним из приоритетных направлений в работе современного учителя.
Перед ним ставится довольно непростая задача: не просто мотивировать учащихся на обучение той или иной специальности, но и психологически подготовить их к поиску своей будущей профессии. Во многом справиться с решением этих проблем педагогу помогут центры профессиональной ориентации.