По словам политолога Эдуарда Полетаева, 2022 год стал основным для появления несущей политической конструкции современного нового и справедливого Казахстана.
– В прошлом году было очень много кадровых изменений, – вспоминает Эдуард Полетаев. – Поменялись министры, акимы, руководители силовых структур и другие. В начале года произошло важное трагическое событие – Кантар, и резонанс по нему идет до сих пор. Поэтому очень важно в этом деле расставить все точки над i – наказать виновных и отпустить непричастных.
Из политических событий политолог также отметил референдум по поправкам в Конституцию РК, прошедший 5 июня, и выборы Президента РК, состоявшиеся 20 ноября 2022 года.
– Эти события вовлекли в свою орбиту большинство граждан совершеннолетнего возраста, которые ходили голосовать, – говорит Эдуард Полетаев. – Помимо этого в прошлом году было принято практически 70 законов, разные инициативы были и в области бизнеса. Среди важных решений хотелось бы также отметить возвращение старого названия столице Казахстана – Астана. Таким образом в республике продолжались логические изменения во внутренней политике с точки зрения реализации политических реформ. Власть в определенной степени открыла новую веху в истории страны и искала эффективные стратегии развития и управления, в том числе работая с общественностью и экспертным сообществом.
Кроме того, по мнению эксперта, в прошлом году политические институты во главе с Администрацией Президента пытались работать эффективно, справедливо, для того чтобы повысить уровень политического доверия к себе.
– В новом политическом сезоне перемены прошлого года сказались в виде определенных особенностей предстоящих выборов, – напомнил политолог. – Это кандидаты-самовыдвиженцы, которые идут по одномандатным округам, и смешанная система выборов в Парламент РК, которая существовала в Казахстане до 2007 года. Очень много технических нововведений: сократилось количество депутатов нижней палаты Парламента со 107 до 98 человек. Избирательный порог для партий снижен до 5 процентов. 30 процентов палаты будет состоять из молодежи, женщин и лиц с особыми потребностями. Увеличивается роль маслихатов и введена возможность голосования против всех. После внесенных изменений в Конституцию депутатов можно отозвать (через определенное время), если они вдруг не будут в достаточной степени справляться со своими обязанностями. Все это показатели модернизации политической системы страны.
В числе немаловажных факторов Эдуард Полетаев также обозначил и беспартийность Президента страны.
– Объявленные Президентом реформы должны повысить уровень доверия населения к институту законодательной власти, Мажилису и маслихатам. Традиционно у нас институт Президента демонстрирует более высокий уровень доверия. Да и голосует, как правило, за Главу государства большее количество избирателей. Сейчас Новому Казахстану очень важно наработать символический капитал, чтобы это была не просто какая-то идеологема. Попытки создания Нового Казахстана, которые предпринимает власть, внедряя новые лица, наказывая коррупционеров, выдвигая на первое место интересы государства, все-таки предполагают сценарий дальнейшей модернизации политического режима, и это наиболее желательный вариант развития нашей страны.
При этом политика должна быть рациональной. Все должно быть по закону, чтобы не было кланов, олигархических групп, телефонных разговоров и так далее. Бюрократия обязана быть компетентной, а неформальные связи должны свестись к минимуму. Перераспределение властных полномочий приведет к повышению статуса политиков, политических партий и усилению роли населения в политической жизни страны, – резюмировал Эдуард Полетаев.
В свою очередь финансовый консультант Расул Рысмамбетов в числе президентских реформ отмечает их социально-экономическую направленность.
– Подъем уровня минимальной заработной платы до 70 тысяч тенге, – напомнил спикер. – Повышение пенсий – это социальные реформы. Среди экономических – запуск программы «Нацфонд – детям». По поводу реализации программы, конечно, возникают вопросы. В частности, стоит ли поддерживать в этом деле банки, в которых будут открываться счета. Поскольку автоматически это будет государственная помощь банкам. По моему мнению, лучше всего оставлять эти деньги в Нацфонде, чтобы они были приписаны к тому или иному счету. Тогда банки не смогут их использовать как собственную подушку ликвидности.
В числе экономических реформ эксперт отмечает и приватизацию квазигоссектора.
– IPO Казмунайгаза успешно прошло, – отметил финансовый аналитик. – В дальнейшем начнется приватизация и других компаний Фонда «Самрук-Казына». Это в целом хорошо, поскольку расширяется круг общественного контроля за квазигоссектором.
Относительно деолигархизации эксперт уверен, что здесь все должно быть максимально в правовом поле, по обоюдному согласию, буквально полюбовно.
– Иначе это все ударит по нашему инвестиционному климату, – уверяет спикер. – Чрезмерная битва против олигархов не приведет ни к чему хорошему, потому что иностранный инвестор посмотрит и подумает: «Ребята, они своих не жалеют, а представьте, что с нами сделают».
Другое дело, что на месте олигархов я бы сейчас попытался выйти на IPO, какую-то часть активов реализовать через биржу, чтобы вовлечь население в общественный контроль за финансовой деятельностью предприятия. В общем, как это все уже и сделали с квазигоссектором.
Статья опубликована в №37, от 18.03.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Показатели модернизации".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!