От кого на местах зависит исполнение вступившего в силу измененного закона «О жилищных отношениях»?
Остается чуть больше месяца до часа «икс» – 100-процентного перехода многоквартирных жилых домов (МЖД) в Казахстане к новым формам управления. Страсти накаляются, и все отчетливее обозначают себя сопротивляющиеся приверженцы кормушки, имя которой – КСК.
Напомним, что собственники квартир, нежилых помещений МЖД в течение текущего года обязаны на собрании принять решение о составе Совета дома и выбрать одну из двух форм управления объектом кондоминиума – ОСИ или ПТ. Этого требует новый закон с поправками, утвержденными Указом Президента. Утверждена и алматинская дорожная карта по реализации Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам ЖКХ», утвержденная акимом мегаполиса. Составлены графики встреч жителей МЖД с представителями органов управлений по разъяснению поправок в Закон РК «О жилищных отношениях», в городе созданы мобильные группы из числа сотрудников УЖ и районных акиматов. Управлением жилищной политики разработан проект Правил содержания жилищного фонда. Однако именно этот самый главный для реализации нововведений документ почему-то никак не обретет законного вида, то есть утверждения городским маслихатом, и уж который месяц находится на стадии согласования.
Пробуксовка, однако…
На сегодня в Алматы органами юстиции зарегистрировано 115 ОСИ (всего в городе около 8500 МЖД). Из них реально приступили к работе только 12.
Честно говоря, «пробуксовка» – это слишком мягко сказано по отношению к складывающейся в Алматы ситуации.
– Это связано с тем, что председатели КСК отказываются передавать и подписывать необходимые документы, в частности акт приема-передачи, который требуют АО «Алсеко» и ТОО «ИВЦ», – поясняет заместитель руководителя городского Управления жилищной политики Алматы Мейржан Отыншиев. – Эта проблема должна решиться с принятием новых Правил содержания жилого фонда.
Однако, судя по развитию противодействия оформлению новой формы управления, эти самые «алсеки» приготовили всем желающим сбросить с себя ярмо КСК новую препону: отныне объявлено, что те ОСИ, у кого такой акт (или решение суда) есть, теперь должны предоставить еще и протокол общего собрания с утвержденным тарифом РСЖ. Спрашивается: почему АО «Алсеко» озабочено тем, на какие средства будут содержаться МЖД мегаполиса? Оно кто, это «Алсеко»? Разве установление уровня РСЖ – не частное дело жильцов конкретного объекта кондоминиума? Кто имеет право пересчитывать деньги в чужом кошельке?
Достаточно нагло ведут себя и те, кто предыдущие четверть века находился у кормила домоуправлений. Сегодня часто квартировладельцы оказываются в ситуации, когда председатель КСК просто-напросто не отдает техпаспорт (вот и покурите трубку без табака).
В этом случае специалисты УЖ советуют обратиться в ЦОН и получить копию документа из архива.
Но зачем морочить голову людям?
– Я считаю, все это делается с одной целью, – говорит прошедшая через все вышеописанные мытарства представительница нового ОСИ Жамиля Азильханова, – как можно дольше удержать в своих руках финансовые потоки от РСЖ.
В Управлении жилищной политики о финтах фанатов КСК знают, но по закону ничего предъявить саботажникам не могут – депутаты тянут время. Спецы от ЖКХ в очередной раз напомнили, что собрание собственников жилых помещений – высший управляющий орган. С учетом эпидситуации жильцам МЖД рекомендовано обсуждение вопросов проводить в соцсетях и мессенджерах и после сразу переходить к письменному опросу и голосованию.
– Еще раз напомню, – говорит юрист Владимир Титоренко, – для создания ОСИ необходимо согласие более половины участников общего собрания или опроса, то есть не менее 26% всех собственников квартир МЖД. Для создания ПТ нужно, чтобы 100% жильцов дома проголосовали за, причем каждый должен дать доверенность и подписать договор о совместной деятельности.
А теперь давайте рассуждать на тему, кому это выгодно.
Как показывает практика, иной раз сложно разобраться, на чьей стороне правда в вопросах управления жилыми домами.
Вот и в случае с КСК «Станкостроитель» все оказалось не так однозначно, как виделось на первый взгляд: журналистам «Вечерки» долго и скрупулезно пришлось разбираться в перипетиях взаимоотношений внутри этого кооператива.
История эта случилась недавно: в группу «Дежурный по городу» поступило обращение с жалобой на деятельность ПКСК «Станкостроитель». Якобы здесь настоящее противодействие нововведениям в ЖКХ. Идет запугивание и запутывание жильцов нескольких малоквартирных домов с целью оставить их под своим управлением…
Однако председатель ПКСК «Станкостроитель» не только не побоялась, но даже настояла на встрече с «Дежурным», чтобы с документами в руках расставить все точки над «i». Мы, конечно же, встретились с Ларисой Редкобород. Оказалось, что бывший председатель КСК, занимавший эту должность более 23 лет, не передавал ей печать и документы и только Верховный суд поставил окончательную точку в этом деле. Вот где была зарыта собака: противодействие со стороны бывшего руководства КСК, скорее всего, и стало причиной жалобы на ныне действующего управляющего. Встретился «Дежурный» и с жалующейся стороной, которой законно избранный домоуправ с цифрами и документами на руках все же сумел доказать свою правоту.
Правда, спорили долго, до хрипоты, но выяснили окончательно, что никто в заблуждение жильцов домов этого КСК не вводил и не запугивал. Как и положено, здесь провели общие собрания квартировладельцев, причем строго по графику Турксибского акимата, да еще при участии чиновников – представителей УЖ, районного акимата, АКСП «Туран», что само по себе большая редкость.
– Жители большинством голосов приняли решение создать ПТ и остаться на обслуживании в ПКСК «Станкостроитель», – сообщила Лариса Редкобород. – Собственники отказались от ОСИ, так как из-за малого количества квартир такую форму управления сложнее содержать.
Смотрим, что записано в представленных документах этого КСК?
РСЖ – 26,15 с квадратного метра; дежурное освещение и проведение текущего ремонта входит в смету ПКСК; на каждый дом открыт отдельный счет на капитальный ремонт, с 01.07.2020 года этот взнос снижен с 25 до 13,89 тг/кв.м, что составляет 0,005 МРП. То есть все по закону.
Проверили мы и то, что было сделано всего за четыре месяца нахождения на должности председателя КСК.
С 17 августа по 6 октября были капитально отремонтированы крыши, которые пострадали после урагана и протекали: в пяти домах – полностью и в одном – частично. Ремонты были проведены по договорам с гарантией на десять лет, с сертификатами на металл для профнастила.
– Весной планирую сделать капитальный ремонт оставшихся домов, – с гордостью сообщила Лариса Редкобород.
«Дежурный» и дальше будет следить за тем, как идут здесь дела, а также продолжит разбираться в том, кто и по какой причине противодействует жильцам этих и других алматинских домов в их стремлении привести свое общее жилище в порядок.
«Куда обращаться, если от КСК нет никакой помощи?»
С таким вопросом часто обращаются алматинцы. Вот и у Александры Поповой в квартире возникли проблемы с электроснабжением.
– Звоню председателю, но, как выясняется, в нашем КСК нет электрика, придется ждать до утра, а у меня отключился свет, перестала работать вся техника, – пожаловалась жительница дома № 172 на проспекте Суюнбая. – С мужем и соседкой звоним на все телефонные номера, вывешенные в подъезде, но половины из них не существует, другие вообще не отвечают. Куда обращаться, если от КСК нет помощи? За что мы им платим?
К жалобе присоединились соседи Поповой Ольга Ляшко и Наталья Попова-Эзау.
Однако другая соседка Александры возмутилась такой оценкой работы домоуправа и заявила, что, напротив, это один из честнейших и порядочнейших председателей КСК и это подтвердит множество жильцов домов, которые перешли под ее руководство.
– Всегда находит выход из положения и не оставляет жильцов в беде, – считает Ольга Шашкина. – Можно сказать, фронтовую проверку прошла, не бросала жильцов, не юлила ни перед кем, помогала даже в борьбе против точечной застройки.
«Дежурный» в этой спорной ситуации предложил высказаться и председателю КСК, но ответа не получил.
Зато Управление жилищной политики дало свой компетентный совет: «При неудовлетворительной работе органа управления необходимо на общем собрании поставить вопрос о его переизбрании».
Итак, исходя из буквы закона, точку в этих спорах должно поставить общее собрание квартировладельцев: жильцы своими активностью и голосами не только могут, но и обязаны избрать новую форму управления жильем – так говорит закон. Но на практике, увы, не всегда так…
Что говорят алматинцы?
Полина Митрофанова-Мусина: «Этих председателей КСК каленым железом не вышибешь с доходного места! Не знаю ни одного, что сдался без боя. А жители тоже хороши – только брюзжать могут по углам на высокие поборы. Нет чтобы что-то предпринять! Все ждут, кто бы за них все сделал!»
Найля Азизова: «У мамы в доме руководство КСК убедило жителей, что коммунальные услуги в ОСИ поднимутся на 20% и более, и малочисленное собрание тут же подписалось за КСК. В нашем же доме жители сидят и ждут у моря погоды...»
Батуль Хуссейн: «Эти недобросовестные КСК/УК наглеют от того, что сами жильцы неактивны и разношерстны. Это им только на руку».
Саида Сулеева: «Еще проблема найти хозяев квартир, которые сдаются в аренду. В КСК их данных не дают, типа не имеют права разглашать персональные данные... Разве это не форма саботажа?»
Талгат Мухамедгалиев: «Берите все в свои руки! Открывайте соседям глаза на реальность, которая совсем не такая, как говорят председатели КСК. Чуда не случится, не прилетит на голубом вертолете волшебник, который решит все ваши проблемы…»
Вопрос последний, но не окончательный: правоохранительные и надзорные органы следят за ситуацией с неисполнением закона в Алматы?