Виталий Буторин превращает обыденные материалы в волшебные декорации

Виталий Буторин превращает обыденные материалы в волшебные декорации Источник фото: Vecher.kz

Но магия театра не может состояться без художественного обрамления. В Национальном академическом русском театре драмы имени М.Ю. Лермонтова дарит зрителям уникальные моменты, перенося их в мир воображения и красоты, художник-декоратор Виталий Николаевич Буторин.



В укромном уголке театрального мира, мастерской закулисья, куда не ступает нога зрителя, реальность становится сказкой. В поделочном цехе, который больше напоминает лабораторию, постоянно кипит творческая мысль. Здесь повсюду стоят хитрые приспособления, которые незаменимы для воплощения самых смелых идей, множество различных материалов – начиная от досок, заканчивая пенопластом.



Работа декораторов – не просто процесс создания объектов сцены. Это настоящая лаборатория исследований, где мастер экспериментирует с материалами, создавая новые текстуры и формы.




– Художник-декоратор – это своего рода архитектор сцены. Он должен понимать ее устройство снаружи и изнутри. Перед тем как приступить к изготовлению декораций к спектаклю сначала изучается сценарий, затем обсуждается с режиссером творческий замысел и уже потом мы реализовываем его так, чтобы обогатить и расширить режиссерскую идею, – рассказывает наш собеседник.




Для художника-декоратора нет ничего лишнего – каждая коробка, обрезки находят свое применение в творчестве.




– У нас все идет в ход, ничего не выбрасывается. Когда творческая мысль начинает работать, можно из подручных материалов сделать уникальные предметы для спектакля, – улыбается Виталий Николаевич.




Этот подход, как волшебный коктейль, преобразует скромные материалы – пенопласт, пеноплекс, изолон, поролон, ткань, бумагу – в великолепные скульптуры и декоративные элементы для спектаклей.



Один из основных материалов, которым владеет художник-декоратор, пенопласт – универсальный строительный материал, из которого рождаются удивительные формы. Благодаря своей плотности и удобству в обработке ножом этот материал становится холстом для его художественных экспериментов.



По словам нашего собеседника, все материалы, используемые для изготовления декораций, – ингредиенты театральной алхимии, где каждая деталь имеет свою роль в создании волшебства на сцене. Он также отмечает, что сценические декорации – не просто украшение, а часть живого организма театрального представления.



Рассказывая о себе, Виталий Буторин становится менее словоохотливым. Признается, что считает себя скромным винтиком в жизнедеятельности театра.



Родился он в 1972 году на Крайнем Севере в Магаданской области.




– Когда мне было два года, семья приехала в Алма-Ату, – делится собеседник. – После школы и службы в армии работал в строительной компании, заочно окончил институт энергетики и связи. В 1990-е годы было нелегко: то выплачивали зарплату, то приходилось ее ждать месяцами. В поисках подработки по совету моей мамы пришел в театр. К слову, она уже тридцать лет трудится здесь в пошивочном цехе. Приняли меня сначала на стажировку, понравилось – творчество имеет свойство затягивать. Сначала работал в монтировочном цехе, позже – заведующим постановочной части. Затем мне предложили перейти в поделочный цех. С тех пор вот уже десятый год работаю здесь.




По словам Виталия Николаевича, его профессия очень интересная. Ему нравится под каждый спектакль делать что-то новое, находить нестандартные решения.




– Конечно, без моего начальника Юрия Николаевича Цупко было бы трудно. Он – мой наставник, у него я многому научился, узнал все секреты ремесла, – признается мастер.




Также он с особой теплотой вспоминает главного художника-постановщика театра им. Лермонтова Владимира Кужеля, обладателя Государственной премии Республики Казахстан в области литературы и искусства. К сожалению, недавно он ушел из жизни.




– Владимир Иванович был художником от бога, от театрального бога, – восторженно отмечает Виталий Буторин. – У него был свой неповторимый стиль и чувство прекрасного. Он продумывал все до мельчайших деталей, до сантиметра, поэтому нам всем было легко воплощать художественный замысел. Конечно, без нашего маэстро театр осиротел. Человека нет, но безграничное уважение и любовь к нему продолжают жить.




Демонстрируя заготовки будущего новогоднего спектакля, Виталий Николаевич рассказывает, что на изготовление декораций поделочному цеху иногда требуется несколько недель, а если детали громоздкие, то приходится повозиться и до двух Волшебник закулисья Виталий Буторин превращает обыденные материалы в волшебные декорации месяцев. Бывает, что во время работы режиссер вносит изменения, переделывает: где-то убрать, что-то добавить.



Секрет творческого успеха Виталия Николаевича лежит в гармоничном сочетании мастерства, инноваций и стремления к совершенству. Он не только создает визуальное великолепие, но и старается, чтобы было удобно актерам, занятым в спектакле.



Декорации, созданные работниками закулисных цехов театра, не только завораживают зрителей своей красотой, но и легко монтируются и демонтируются, облегчая процесс подготовки и проведения спектаклей.



Виталий Николаевич творит не только новое, но и сохраняет первоначальный стиль и колорит прошлых произведений. Он становится хранителем истории, воплощенной в декорациях, которые живут на сцене.




– Каждый спектакль, как будто ребенок, который рождается в творческих муках. При этом наша работа не имеет срока годности, она живет в сердцах зрителей, воспитывая новые поколения любителей театра и искусства, – делится мастер.




Завеса опускается, и зрители покидают зал, но волшебство, созданное мастерами закулисья, остается в воспоминаниях и в сердцах тех, кто сталкивался с их произведениями.



Заглянув в святая святых храма Мельпомены, начинаешь понимать, что художники-декораторы – это настоящие сказочники, чьи рассказы разгуливают по сцене и оставляют следы в истории театра.



Вечность волшебства – вот что оставляют театральные художники-декораторы этому миру. И, возможно, это лучшее, что они могут подарить своему зрителю.



Статья опубликована в №153 от 23.12.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Волшебник закулисья»

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

22:27

18:59

17:56

17:41

17:20

17:11

17:03

16:48

16:34

16:28

16:22

16:17

16:12

15:46

15:45

15:20

15:19

15:11

14:53

14:39

14:25

13:52

13:27

13:15

13:03