В современном мире проблема аутизма является достаточно острой, поскольку с каждым годом отмечается увеличение числа детей с данным диагнозом.
Какие звоночки должны насторожить родителей, и есть ли шанс избежать беды, об этом мы поговорили с ассистентом кафедры психиатрии и наркологии Медицинского университета «Астана», детским психиатром высшей квалификационной категории Татьяной Дегтярь.
– Татьяна Ивановна, что такое аутизм, и когда появляются первые симптомы?
– Аутизм – это группа расстройств развития, характеризующаяся нарушениями в трех сферах – коммуникации (использование вербального и невербального языка), социального взаимодействия, а также повторяющимися моделями в сфере поведения, интересов и деятельности. Как правило, симптомы данной группы расстройств проявляются у детей в возрасте до трех лет, чаще всего первые симптомы можно заметить у детей старше одного года. Благодаря доступным на сегодня методам коррекции можно добиться более высокого уровня функционирования, однако следует признать, что у людей, страдающих этими расстройствами, невозможно добиться полного излечения. Важное значение имеет ранняя диагностика данной группы расстройств, так как ранняя коррекция дает быстрые и хорошие результаты, что значительно улучшает качество жизни пациентов и их семей.
– Раньше аутизм считался относительно редким расстройством. Почему сейчас все изменилось?
– Основываясь на данных больших исследований, проведенных в США, центры по контролю и профилактике заболеваний оценивают распространенность РАС как один случай на 88 детей, имеющий место во всех расовых, этнических и социально-экономических группах. Причем эти расстройства встречаются в пять раз чаще среди мальчиков (1 на 54), чем среди девочек (1 на 252).
Достоверных статистических данных о распространенности расстройства в нашей стране в настоящее время практически не существует по ряду причин. Стигматизация психиатрии и психических расстройств, низкая осведомленность населения о диагностике расстройств развития, недоступность психиатрической помощи в регионах – все это приводит к значительной гиподиагностике данного вида расстройств. Семьи обращаются к непрофильным специалистам (неврологам, психологам, врачам общей практики, в учреждения образования – психолого-медико-педагогические консультации), получая такие диагнозы, как «задержка психоречевого развития», «задержка эмоционально-коммуникативного развития», «задержка развития с аутистическими чертами», «резидуально-органическое поражение ЦНС с чертами аутизма» и прочее. В результате официальные статистические данные о распространенности аутизма среди детского населения РК включают в себя только данные о пациентах, наблюдающихся в государственных клиниках психического здоровья, и не отображают реальной картины.
Данные обстоятельства приводят как к несвоевременной диагностике, так и к широкому использованию различного рода неэффективных вмешательств, что, в свою очередь, приводит к более высокому риску нежелательных последствий для развития детей и значительным финансовым тратам семьи. Ранняя диагностика способствует достижению значительного успеха, так как позволяет вовремя выбрать соответствующее вмешательство, которое будет способствовать благоприятному прогнозу у большего количества детей, страдающих аутизмом.
Релевантная информация, которой могут руководствоваться клиницисты, была получена в долгосрочном исследовании, осуществленном в рамках First Words Project (Florida State University), выявившем «красные флажки» РАС. На основании данных симптомов врачи общей практики, родители, специалисты системы образования могут заподозрить у ребенка наличие аутистического расстройства.
Татьяна Дегтярь
– Расскажите подробнее, что это за «красные флажки», и в каких случаях родителям нужно бить тревогу?
– Можно выделить несколько особенностей, на которые родители непременно должны обратить внимание. Если ребенок не указывает на предметы с целью привлечь к ним внимание посторонних, нарушена координация невербальной коммуникации (жесты, мимика). Если малыш не разделяет интереса или удовольствия с другими, не реагирует на свое имя. Обратите внимание на то, как смотрит ребенок, должно насторожить, если отсутствует необходимый пристальный взгляд, не проявляется выражение радости и тепла. Вне нормы также повторяющиеся действия с предметами, повторяющиеся движения тела и позы, необычная интонация речи. Это и есть те самые «красные флажки». На основе данных симптомов созданы скрининговые методики, в частности, такие как модифицированный вопросник по аутизму для детей преддошкольного возраста. Данный метод скрининга рекомендован у нас в стране для всех детей в возрасте двух лет и должен использоваться врачами общей практики в ПМСП для выявления детей группы высокого риска РАС. Вопросник переведен на казахский и русский языки и доступен в электронном формате.
В целом диагностика аутизма – прерогатива врача-психиатра. Диагноз устанавливается на основании клинического наблюдения за ребенком. По показаниям дети могут получать консультации других специалистов, таких как невролог, педиатр, психолог, логопед, педагог-дефектолог.
Объем исследований и необходимость консультаций у того или иного специалиста определяет врач-психиатр. На данный момент не существует каких-либо инструментальных или же лабораторных методов исследования, позволяющих подтвердить или исключить диагноз аутистического расстройства. Значимость таких исследований, как ЭЭГ, КТ, МРТ, те или иные анализы крови и тому подобное, имеют крайне малое значение для диагностики данного вида расстройств и назначаются в исключительных случаях.
– Нужно ли как-то лечить возникшие симптомы?
– Следует отметить, что на данный момент не существует каких-либо лекарственных препаратов, воздействующих на основные симптомы аутизма. Единственным научно доказанным методом коррекции РАС являются поведенческие вмешательства, основанные на принципах прикладного анализа поведения (АВА-терапия). Данные виды вмешательств позволяют ребенку сформировать и развить не только необходимые ему бытовые и академические навыки, но и навыки социальной коммуникации – умение поддерживать зрительный контакт, использовать жесты, мимику и речь для общения.
Также следует отметить, что такие вмешательства, как лечение ноотропными препаратами, использование противовирусных или противомикробных средств, различные виды «стимуляций мозга», микротоковая рефлексотерапия, биоакустическая коррекция, различные виды анималтерапии, введение стволовых клеток, различные виды диет, являются не только неэффективными, но и могут причинить вред ребенку. Родителям детей с РАС следует быть внимательными при выборе специалиста, не поддаваться на рекламу различного рода мошенников, обещающих «вылечить тлеющее нейровоспаление», «почистить организм от тяжелых металлов», «стимулировать рефлексогенные зоны мозга». При малейшем подозрении на расстройство аутистического спектра у ребенка любого возраста, в том числе и до года, родителям необходимо как можно быстрее обратиться к детскому психиатру по месту жительства либо же в психолого-медико-педагогическую консультацию для получения рекомендаций. Утверждения, что «диагноз «аутизм» не выставляется до определенного возраста» и что детей раннего возраста детские психиатры «не принимают», являются спекулятивными и не соответствуют действительности. Ранняя диагностика и ранняя коррекция аутистических расстройств значительно увеличивает возможности ребенка к адаптации и улучшает функционирование, поэтому как можно более ранняя диагностика и начатая правильная коррекция заметно улучшает прогноз развития будущего члена общества.
Статья опубликована в №23, от 16.02.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Внимание на «красные флажки»".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!