Многие сталкивались с коллекторами, и идет молва, что некоторые из них бывают очень агрессивными и навязчивыми.
Как по закону они должны себя вести, могут ли давить на должников или угрожать расправой? Председатель Национальной палаты коллекторов Казахстана Назгуль Естеусизова рассказала, как ее коллеги работают с заемщиками, что им позволено, а что нет, и помогла развенчать мифы о них.
Миф № 1.
К коллекторам обращаются сразу после возникновения просрочки.
Согласно законодательству, все банки и микрофинансовые организации обязаны в течение 20 дней с момента возникновения просрочки уведомить о ней заемщика.
– Этого требует порядок урегулирования проблемной задолженности по займам и микрокредитам граждан, который действует в Казахстане с 1 октября 2021 года. В уведомлении заемщику говорят о его праве подать заявление на реструктуризацию, и сделать это должнику необходимо в течение 30 дней, как возникла просрочка, – предупредила Назгуль Естеусизова.
По ее словам, более 90 дней бездействия должника вынудит кредиторов продать долги коллекторскому агентству, при этом передав свои права и обязанности по договору. Также кредитор может временно передать коллектору договор на досудебное взыскание и урегулирование задолженности и право на сбор информации.
Коллекторская деятельность осуществляется на основании порядка досудебного урегулирования задолженности. Коллектор должен уведомить должника о наличии просрочки и попросить закрыть долги.
Миф № 2.
С коллекторами взаимодействовать необязательно.
К сожалению, должники обязаны отвечать на звонки коллекторов. Отказаться от взаимодействия могут только доверенные лица.
– Если коллектор не дозвонился до заемщика, он может позвонить его родственникам и знакомым, чтобы узнать место нахождения или уточнить номер телефона. Однако данное условие должно быть отражено в договоре банковского займа, заключенного с заемщиком. Граждане, чьи долги переданы коллекторам, должны помнить, что по закону они обязаны извещать коллекторское агентство об изменении места жительства, номера телефона, замене документов, – отметила спикер.
Должники могут взаимодействовать с коллекторами посредством личных встреч, телефонных переговоров, писем и с помощью интернета.
К слову, должник может фиксировать разговоры с коллектором на видео и аудио.
Назгуль Естеусизова
Миф № 3.
Коллектор может звонить и приходить, когда угодно.
По закону коллектор может звонить не больше трех раз с 8.00 до 21.00. При этом коллекторы не имеют права звонить с чужих номеров, так как все телефонные номера коллекторских агентств для контактов с должниками официально зарегистрированы, и об этом они уведомляют финансовый регулятор.
Касательно личных встреч – их можно проводить по месту жительства или регистрации заемщика, либо в офисе коллекторского агентства не больше трех раз в неделю и только в будние дни с 8.00 до 21.00.
Миф № 4.
Коллектор может изъять имущество у должника.
На самом деле такое право есть не у коллектора, а у частного судебного исполнителя. Коллектор не может изъять имущество у должника, арестовать его счета, внести заемщика в реестр должников, поставить ограничения на выезд за границу, приостановить действие водительского удостоверения. Имущество у должника может быть изъято только по решению суда.
Таким образом, коллектор уведомляет о наличии просроченной задолженности и необходимости ее урегулирования до суда. В случае судебных разбирательств расходы должника могут возрасти в разы (судебные расходы, госпошлины, расходы на услуги частных судебных исполнителей и т.д.).
Миф № 5.
Коллектор не помогает погасить просроченную задолженность по кредитам.
На самом деле коллекторы помогают должникам определить способ и сроки погашения просроченной задолженности по займам и микрокредитам, так как они выкупают проблемную задолженность и могут сами объявить о списании процентов и пени должникам.
Должник может в течение 30 календарных дней, как его договор попал в руки коллекторов, обратиться с письменным заявлением об изменении условий кредитного договора.
– В заявлении необходимо раскрыть сведения о причинах возникновения задолженности, подтвержденных обстоятельствах и фактах, обуславливающих ходатайство. Также необходимо предоставить достоверную информацию об образовании, уровне доходов и расходов, составе семьи, месте жительства, наличии имущества и иные сведения, необходимые кредитору, – перечислила Назгуль Естеусизова.
В течение 10 дней коллектор после получения заявления обязан направить его кредитору. Кредитор в свою очередь рассматривает условия изменения договора или договора о предоставлении микрокредита в течение 15 календарных дней, затем в письменной форме сообщает коллекторам о согласии, своих предложениях по изменению условий или же об отказе с указанием причин. Коллектор должен дать заемщику ответ в течение 10 дней.
В случае возникновения спорных и конфликтных вопросов с коллекторскими агентствами граждане могут оставить заявку на сайте stop-collector.kz Национальной палаты коллекторов Казахстана или связаться по номеру телефона +7 707 573 00 00, также можно обратиться в Ассоциацию коллекторов Казахстана по номеру +7 776 508 33 00.
Для проверки на предмет соблюдения коллекторскими агентствами действующего законодательства и за защитой своих прав заемщики могут обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка с заявлением:
– в письменной форме по адресу: Алматы, микрорайон Коктем-3, д. 21;
– через портал электронного правительства egov.kz, информационную систему e-Otinish.
Статья опубликована в №47 от 13.04.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Он вам не палач».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!