В Алматы стартовал пилотный проект Ashyq для контроля и анализа данных по эпидемиологической ситуации. Цель приложения – минимизировать риски распространения коронавирусной инфекции в субъектах бизнеса.
Ноу-хау разработало Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК совместно с Министерством здравоохранения РК. В настоящее время совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» проект внедряется среди представителей бизнеса, деятельность которых ограничена в период карантинных мер. В первую очередь это касается spa- и фитнес-центров, кинотеатров. Теперь для посещения данных мест необходимо отсканировать специальный QR-код и предъявить на входе. Приложение в свою очередь отобразит рейтинг риска, который делится на красный, желтый, синий и зеленый статусы.
Красный статус обозначает ограничение передвижения, соблюдение строгого режима домашней изоляции для лиц, находящихся на амбулаторном наблюдении. Желтый – частичное ограничение передвижения – пользователь обозначен в базе данных ПЦР как контактный: разрешены посещения продуктовых и хозяйственных магазинов, аптек не далее 500 метров от места, где пациент соблюдает режим домашней изоляции. Для «синего» статуса нет ограничений в передвижении, кроме мест, где ПЦР является обязательным. Зеленый обозначает, что ограничений в передвижении нет и данный пользователь обозначен в базе данных как прошедший ПЦР-тестирование с отрицательным результатом на COVID-19.
Отображение данных статусов даст возможность бизнесу продолжать свою деятельность и не подвергать опасности посетителей. При отсутствии смартфона у посетителей в приложении имеется функция для сотрудников, контролирующих вход в помещение, которые смогут проверить статус посетителя посредством ИИН или сканирования штрихкода, расположенного на удостоверении личности.
Сейчас такая система внедрена лишь в Алматы и Нур-Султане, в дальнейшем планируется тиражирование мобильного приложения Ashyq по всей территории Республики Казахстан. Бизнесмены мегаполиса активно участвуют в пилотном проекте по минимизации рисков распространения коронавирусной инфекции. Они одними из первых поддержали инициативу заведения фитнес-индустрии и принимают участие в пилотном проекте. Входящим и покидающим объекты бизнеса посетителям предлагают регистрацию через специальное мобильное приложение. Оно позволяет мгновенно определить статус человека, в том числе был ли контакт с больным Covid. На сегодняшний день участниками проекта в Алматы стали 15 фитнес-центров, SPA и саун.
– Кинотеатры мегаполиса также готовы присоединиться к пилоту, сейчас они разрабатывают свой алгоритм участия, продумывают механизмы, чтобы посетители регистрировались в приложении на стадии покупки онлайн-билетов. Это, по их мнению, минимизирует риски заражения для всех зрителей кинозала, – рассказала заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей города Алматы Салтанат Лесбаева.
Своим мнением о работе приложения Ashyq поделился и алматинский предприниматель Марат Джилкайдаров.
– В первые дни были вопросы, конечно, но мы оставались на связи с разработчиками и получали оперативно ответы. Сейчас все работает быстро, не зависает, если посетитель не хочет скачивать приложение, то через его ИИН можно определить статус, это занимает не больше минуты, – отметил он.
По словам бизнесмена, в его заведении средняя посещаемость в неделю составляет 100 человек, половина из них регистрируется через Ashyq.
– Для меня, как для предпринимателя, этот проект – хорошая возможность продолжать работать, в то время, когда вводятся карантинные меры, не закрывать бизнес. Во-вторых, можно легко определить статус человека, чтобы никого не заразить, это большой плюс. Я сам переболел, знаю, что это такое», – рассказал Марат Джилкайдаров.
По его словам, посетители по-разному реагируют на предложение зарегистрироваться в мобильном приложении и проверить свой статус, но в основном, с пониманием. Лишь один-два процента клиентов высказываются негативно. Он объясняет это спецификой своего бизнеса и добавляет: «Радует, что есть те, кто понимают важность и ответственно относятся к безопасности своей и окружающих».
Стоит отметить, что пилотный проект Аshyq позволит санитарным врачам наладить аналитику и определить, как оптимизировать текущие санитарные ограничения. Организаторы добавляют, что решения о привилегиях и влиянии на объекты бизнеса при использовании мобильного приложения будут приниматься после мониторинга результатов пилота на заседании Межведомственной комиссии по недопущению возникновения и распространения коронавирусной инфекции с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации по COVID-19 в республике. Однако в настоящее время система все еще вызывает множество вопросов.
Проектный офис предоставил ответы на самые распространенные вопросы по данному проекту:
– Кто является разработчиком данного мобильного приложения?
– Мобильное приложение Ashyq разработано отечественной IT-компанией по заказу Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК и Министерства здравоохранения РК.
– В чем заключаются плюсы от участия бизнеса и населения в проекте?
– Основной плюс – безопасность. В настоящее время бизнес вынужден работать со значительными ограничениями, вызванными угрозой новых вспышек коронавируса. С другой стороны, население также вынуждено подстраиваться под этот режим и отказываться от привычной активности. Мобильное приложение Ashyq позволяет за счет использования QR-кода и интеграции с общей базой ПЦР определить статус посетителя. Таким образом, субъектом бизнеса – участником проекта – обеспечивается дополнительный контроль к уже предпринимаемым санитарным мерам.
Поскольку риски заражения гостей и персонала существенным образом уменьшаются, пилотный проект позволит оптимизировать алгоритмы продолжения или возобновления деятельности бизнеса в период карантинных ограничений.
– Кому присваивается QR-код – субъекту бизнеса или посетителю?
– QR-код присваивается субъекту бизнеса. Предприниматели для участия в пилоте могут получить свой QR-код через платформу InfoKazakhstan.kz.
– Что из себя представляет данный QR-код?
– QR-код представляет собой электронный идентификатор субъекта бизнеса с указанием наименования субъекта, его расположение и идентификационные данные. На один объект выдается минимум два QR-кода для входа и выхода. Если у заведения несколько входов, то для каждого входа формируется отдельный QR-код.
– Как это работает для посетителя?
1. Посетителю необходимо скачать мобильное приложение Ashyq на свой телефон, авторизоваться по номеру телефона, ввести ИИН и просканировать QR-код заведения для регистрации своего посещения. Также при выходе необходимо просканировать QR-код, чтобы зафиксировать свой выход.
2. В случае отсутствия смартфона у посетителя либо возникновения сложностей при скачивании данного мобильного приложения, ответственному лицу – сотруднику заведения – будет дана роль в приложении, с помощью которой он сможет зафиксировать вход посетителя посредством введения его ИИН.
– Для чего необходима регистрация посетителей на данном мобильном приложении?
– После сканирования QR-кода в мобильном приложении загорается статус посетителя в цветовом формате, по которому определяется, является ли лицо контактным или инфицированным: зеленый статус – посетитель обозначен в базе данных как прошедший ПЦР-тестирование с отрицательным результатом на Covid-19; синий статус – нет результатов ПЦР-тестирования, не числится как контактный; желтый статус – обозначен в базе данных как контактный; красный статус – зарегистрирован в базе с положительным результатом на Covid-19.
– На основании чего приложение присваивает статус посетителю?
– Статус присваивается на основании сверки с информационными системами Единый интеграционный портал ПЦР-исследований и Центр контроля COVID-19 Министерства здравоохранения РК.
– Почему мобильное приложение сейчас работает в режиме пилота?
– Пилотный проект Аshyq позволит устранить технические недоработки, усовершенствовать интерфейс, ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, даст время для обучения части бизнеса и населения. Притом что перечень сфер бизнеса желающих принять участие в пилоте достаточно широк, мы понимаем, что данное мобильное приложение не является панацеей. Но пилот позволит санврачам наладить аналитику и определить, как оптимизировать текущие санитарные ограничения.
Решения о привилегиях и влиянии на объекты бизнеса при использовании мобильного приложения будут приниматься после мониторинга результатов пилота на заседании Межведомственной комиссии по недопущению возникновения и распространения коронавирусной инфекции на территории Республики Казахстан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации по COVID-19 в республике.
– Со скольки лет можно пользоваться QR-кодом?
– Приложение будет использоваться только совершеннолетними гражданами Республики Казахстан.
– Как будет проходить регистрация нерезидентов Казахстана в мобильном приложении Ashyq?
– На данный момент в пилоте не предусмотрена регистрация иностранных лиц. В будущем – по номеру паспорта.
– Не является ли информация о результатах ПЦР-тестов и заболевании COVID-19 разглашением врачебной тайны?
– Нет, поскольку приложение является добровольным и ИИН вводится с согласия самого посетителя. Кроме того, согласно ст. 273 Кодекса о здоровье, «предоставление сведений без согласия лица допускается при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
– Что делать сотруднику, если у клиента высветился «красный» или «желтый» статус?
– Необходимо соблюдать стандартные меры предосторожности предполагая, что любой человек может являться носителем вируса. Если у клиента высветился «красный» или «желтый» статус, он препровождается в «зону ожидания» либо не допускается в заведение. О посещении посетителя с этим статусом необходимо уведомить территориальное подразделение санитарно-эпидемиологического контроля.