Где и как алматинцы пытались навести порядок вместе с «дежурным».
Следы на снегу
Зима принесла с собой традиционные проблемы, и одна из них, но, пожалуй, самая главная – несвоевременная уборка и вывоз снега.
От кого зависит зимняя чистота наших улиц? Любой скажет: для этого есть специальные предприятия. Но, как оказалось, снег вычищают с улиц не только городские коммунальные службы, которые в период снегопада работают в круглосуточном режиме…
Ауэзовские экологи и коммунальщики после снегопада проехали по частному сектору микрорайона Таугуль-3, где сплошь особняки с высокими заборами. И то, что они увидели в этом особенном городке, повергло их в негодование.
– Некоторые жители дорогих особняков снег со двора выбрасывают на проезжую часть улицы, мол, дальше проблема не моя. На замечания и разъяснения грубят, выражают недовольство. А в результате мы получаем жалобы типа, мол, коммунальные службы не работают. А те, кто бросает снег на дорогу, «праведно» уверены: за ними городская техника уберет весь снег, – возмутилась руководитель отдела ОООСиЭ района Галия Тулегенова. – Я понимаю, что двор должен быть чистым в любое время года, но не таким же способом делать это! Хотелось бы обратиться ко всем жителям частного сектора: пожалуйста, не сбрасывайте снег на дорогу, соберите его в кучу возле своих заборов, не осложняйте работу коммунальщикам.
Для сведения: штраф за сбрасывание снега на дорогу либо в арычные сети независимо от того, физическое или юридическое лицо это делает, начинается от 20 МРП.
Здесь не может быть вашей рекламы
Эту проблему алматинцы поднимали не раз: все без исключения страдают от рекламы, расклеенной повсюду. Почему бы не упорядочить это дело и не решить проблему?
Николай Житник прислал «дежурному» очередной, как он сам его назвал, «крик души алматинца»:
– В течение нескольких лет в Алматы неизвестная организация не прекращает свою мусорную спам- деятельность!
По наблюдениям Николая, она работает так: выбирает определенный район, промежуток времени, на один день снимает в аренду помещение и проводит рекламную акцию: тотально развешивает рекламные объявления всюду в округе, продает свой товар и переходит в другой район. И так по кругу целый год. Обратите внимание: в листовках не указаны никакие данные – ни название организации, ни контактный телефон, чтобы никто не мог пожаловаться на агрессивную рекламу или некачественный товар. Зато крупные цифры скидок бросаются в глаза – 50% на товары из Европы (Финляндия, Венгрия), 70% на товары со складов в связи с их очисткой. Уверяют, что товар фирменный, правда, название фирмы также не указано. Дополнительная скидка аж в целую тысячу тенге, по мысли рекламодателей, должна побудить потенциальных покупателей бежать за «фирменным» товаром с утра пораньше.
– Пару раз я приходил в такой однодневный магазин, по-хорошему разговаривал, мол, ребята, так бизнес не делается, – продолжает рассказывать Николай. – Жаловался на засилье мусорящей рекламы в акимат, но меня перенаправляли в полицию. Сигнализировал участковому инспектору полиции, но, увы, все бесполезно. Получается, всем можно клеить что угодно и где вздумается? Дворники уже устали на их бизнес работать, отдирать эти листовки! Это же порча имущества!
И действительно, эта проблема давнишняя и касается всех без исключения районов.
– Да, именно эта компания продает обувь и куртки, арендует помещения и развешивает по определенному квадрату эти листовки везде – на столбах, подъездных дверях, деревьях, а потом не убирает за собой, – констатируют в акимате Ауэзовского района. – Штрафы на этих предпринимателей накладывали неоднократно, но… Участковые инспектора полиции также работали по этой линии вместе с природоохранной полицией. На предпринимателей эти меры не действуют.
Алматинец Дмитрий Гомоненко выразил общее мнение:
– Давно пора принять закон, регламентирующий распространение подобных объявлений!
Путевые заметки
Конец года, как водится, знаменуется бодрыми годовыми отчетами поставщиков услуг. Что думают об этом потребители?
Но сначала информация с сайта крупного пассажироперевозчика Алматы: «Миссия ТОО «Алматыэлектротранс» состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении качества услуг и эффективности деятельности предприятия, глубокой интеграции в транспортную систему мегаполиса и способствовании популярности общественного транспорта среди жителей и гостей города. Мы важнейшая часть городской транспортной системы передвижения людей. Мы работаем для пассажиров, налаживаем стабильные транспортные связи между районами города и способствуем устойчивому развитию транспорта в городе Алматы».
Прекрасно очерченная миссия!
А что пишут по поводу ее исполнения те, кто каждый день ездит на автобусах и троллейбусах?
Мы решили показать работу общественного транспорта так, как видят ее пассажиры.
Анастасия Кондратьева: «Некоторые водители автобусов и троллейбусов ездят отвратительно! И, к сожалению, таких немало. Они подрезают другие машины, резко тормозят, забывая, что везут людей, постоянно сидят в телефоне – что-то смотрят или разговаривают. Разве так можно? Они подвергают опасности людей и создают аварийные ситуации. А еще водители включают в салоне громкую музыку самого низкого пошиба. При этом на замечания хамят. Их вообще кто-то проверяет, контролирует?»
Рустем Абылкасымов: «Необходимо объявлять остановки, стоять на остановочном пункте по одному стандарту времени, прекратить гонки и ездить аккуратно, не дергаясь!»
Saltanat Bektursynova: «Не надо музыки в автобусе, только – объявление остановок».
Денис Крамаренко: «Нужно двигаться по своей полосе. Смотреть в зеркала. Кроме ОТ есть и другие участники дорожного движения!»
Анна Кара: «Нужно разработать новые маршруты, покрывающие возможность доехать из удаленных микрорайонов до другой части города без пересадок!»
Carmina Ivaksto: «Водителям – полный запрет мобильных телефонов, разговоров, слушания музыки и курения во время движения; включить автоматическое объявление остановок минимум на двух языках – казахском и русском; в зависимости от времени года должны быть включены кондиционеры или печки; там, где есть выделенка, запретить водителям выезжать по полосу общего движения; ввести униформу; в течение смены поддерживать порядок в салонах».
Leila Yedyge: «Необходимо настойчиво напоминать пассажирам об обязательном правильном ношении масок».
Елена Джамалова: «Предлагаю увеличить количество транспорта в часы пик, иначе давка в ОТ не закончится».
Aigul Muslimova: «Нужна ежедневная влажная уборка салонов хотя бы в конце смены, чтобы с утра чистые выезжали. Ежемесячная генеральная уборка с химчисткой сидений».
Жанат Аманкожаева: «Водители не должны курить за рулем!»
Юрий Береснев: «Нужно запретить водителям через громкоговоритель требовать оплачивать проезд – для этого есть КРС, в чьи обязанности входит проверка оплаты проезда!»
Галина Шведова: «Многие автобусы оборудованы аппарелями для колясок/инвалидных кресел, но в некоторых салонах их невозможно откинуть. В прошлом году, из-за того что водитель не смог откинуть аппарель, мне сломали коляску».
Гульнар Карипбаева: «Почему разрешается водителям троллейбусов вести телефонные переговоры во время движения? Ни разу не видела не разговаривающего по телефону водителя! Сделаешь замечание – услышишь такой нецензурный ответ, что больше этого не захочешь!»
Юлия Казакова: «Необходимо обязать водителей производить посадку и высадку пассажиров строго на остановке. Если остановка занята – ждать, когда предыдущий автобус ее освободит. Пассажиры не должны бегать за автобусами и прыгать через бордюры и арыки! На остановках, где много транспорта, например, вокзал Алматы-1, должно быть написано, какие маршруты где останавливаются, и водители должны строго этот порядок соблюдать. На выходе из вокзала также нужны такие указатели. Люди с сумками не должны бегать по всей площади в поисках нужного маршрута».
Мария Трескунова: «После санобработки сиденья часто остаются мокрыми. Надо бы контролировать дезинфекторов».
Елена Коэмец: «Нужно что-то сделать, чтобы троллейбусы не стояли, когда нет электричества. Зимой это часто происходит, увы...».
Асель Атыбекова: «Давайте вход/выход из транспорта как в Нур-Султане сделаем! А то при выходе из автобуса прут на тебя входящие!»
Зубайда Садыкова: «В зимнее время водители включают обогрев на полную мощность, что при большом скоплении людей, при полном отсутствии вентиляции сводит уровень кислорода в салоне к минимуму. С утра нужно прогреть салон, а затем уменьшить нагрев – надо учитывать и биологическое тепло пассажиров».
Бахадур Юсупов: «Для водителей необходимо знание ПДД и правил перевозки пассажиров! Подтверждение квалификации, как, например, у электриков!»
Прислушаются ли перевозчики к мнению и пожеланиям своих пассажиров, покажет время, а мы эту тему не выпускаем из виду, так как сами пользуемся общественным транспортом ежедневно.