За кулисами истории

За кулисами истории Фото Кайрата КОНУСПАЕВА 

Раритеты музея Национального театра драмы имени Ауэзова повествуют о большой сценической истории.


В этом году Казахский национальный академический театр драмы имени Мухтара Ауэзова отмечает 95-летний юбилей. Об истории становления и развития легендарной сцены рассказывают более 200 экспонатов театрального музея. В большой двухзальной экспозиции собраны афиши, театральные костюмы, личные вещи и государственные награды актеров, портреты корифеев драматического искусства, выполненные выдающимися мастерами кисти Гульфайрус Исмаиловой, Сахи Романовым, Ольгой Кужеленко.





Хранит и развивает уникальную коллекцию Наргиз Тамабеккызы. Более 30 лет работая руководителем музея, она посетила самые известные театральные экспозиции постсоветского пространства, включая музей Большого театра и Государственный музей имени Бахрушина в Москве. На основании увиденного Наргиз Тамабеккызы дает свою экспертную оценку: музей Театра Ауэзова – один из лучших.

– Наш музей был создан в 1968 году, его основу составили раритеты, связанные с корифеями театра, благо они передавались актерами из поколения в поколение. За свою историю театр пережил несколько крупных переездов, начиная с самого первого – в 1929 году из Кзыл-Орды в Алма-Ату, но все было бережно сохранено, – рассказывает руководитель музея.

Экспозиция состоит из двух залов и в деталях повествует об этапах большой истории – начиная со времени основания театра в 1925 году по день сегодняшний.





– Первая труппа состояла из 30 человек, они не имели ни театрального, ни музыкального образования, но были настоящими самородками из народа, природа наделила их прекрасными голосами и пылким темпераментом. Первый музейный зал, где собраны материалы с 1926 по 1970 год, экспонирует раритеты, связанные с жизнью и творчеством Капана Бадырова, Калибека Куанышпаева, Амре Кашаубаева, Елюбая Омирзакова и других корифеев, – демонстрирует коллекцию Наргиз Тамабеккызы.

Первого директора театра звали Динмухамед (Динше) Адилов, а первым худруком театра был режиссер Жумат Шанин.

– Открытие театра состоялось 13 января 1926 года в Кзыл-Орде спектаклем по пьесе в ту пору молодого писателя и драматурга Мухтара Ауэзова «Енлик – Кебек». Тогда стояла задача раскрыть на театральной сцене всю красоту и самобытность казахского фольклора, через образы эпических героев рассказать зрителю о вечных ценностях, о красоте и величии родной культуры, – напоминает историю театра руководитель музея. 

Приход в новый театр тогда еще начинающего автора Ауэзова стал, по словам Наргиз Тамабеккызы, судьбоносным – со временем он стал настоящей глыбой, оплотом отечественной драматургии.

Наряду с Ауэзовым идейным вдохновителем театрального процесса стал Жумат Шанин. Он стремился просвещать актеров, обучать их профессиональному сценическому мастерству, знакомил с выдающимися образцами драматургии. 

Таким образом была подготовлена почва для наступления нового творческого периода в истории театра – переходу к профессиональной казахской, русской и мировой драматургии. В конце 20-х – начале 30-х в театр пришли Манарбек Ержанов, Куляш Байсеитова, Шара Жиенкулова, Шакен Айманов. Именно они составили костяк труппы, принявшей участие в Первой декаде казахской литературы и искусства в Москве в 1936 году. Тогда Большой театр бисировал актерам из Казахстана, а слава Куляш Байсеитовой, как и других артистов, разлетелась по всему Советскому Союзу. Тогда московские газеты много писали о казахских актерах, было уделено внимание и молодому дарованию Шакену Айманову. «Правда» отмечала яркий темперамент актера и предсказывала ему большое будущее. Так и случилось. В театральном музее экспонируется портрет Шакена Айманова в одной из его знаковых театральных ролей – Отелло.

В 30–40-х годах в театр уже пришли отечественные режиссеры с профессиональным театральным образованием, а также были приглашены постановщики из Москвы, Ленинграда. В их число вошли Аскар Токпанов, Ольга Пыжова, Борис Бибиков, Абрам Мадиевский. Пыжова и Бибиков сфокусировали внимание на английской драматургии. В репертуаре театра появились нетленные пьесы Шекспира – «Укрощение строптивой» и «Отелло». Главные роли в них играл Шакен Айманов.

– Сегодня мы знаем Шакена Кенжетаевича как корифея кино, одного из основателей кинорежиссуры, но ведь он был прекрасным театральным артистом. Его изящество, темперамент покоряли зрителя – после того как закрывался занавес, ему аплодировали стоя, – продолжает руководитель музея. – Более того, когда Айманов приехал в Англию, на родину драматурга, знаменитый исполнитель шекспировских образов Лоренс Оливье, услышав монолог Отелло в исполнении казахского актера, назвал его одним из лучших в современном театре.

Послевоенное время открыло новый этап в истории театра – в музейной экспозиции представлен портрет народного артиста СССР режиссера Азербайжана Мамбетова, также можно увидеть афиши его спектаклей, в том числе по пьесам Чехова.

– Азербайжан Мадиевич стал одной из ключевых фигур в отечественной театральной режиссуре, – напоминает директор музея. – Окончивший ГИТИС у знаменитого мастера Андрея Гончарова, он принес новые веяния в театр. Обладая хореографическим образованием, Мамбетов четко понимал, что главный инструмент актера – это его тело. Так, он ввел за правило утренние разминки актеров.

В период художественного руководства театром Азербайжана Мамбетова взошли звезды Асанали Ашимова, Бикен Римовой, Фариды Шариповой, Идриса Ногайбаева, Тунгышбая Жаманкулова и других ныне прославленных актеров. 

Театр много гастролировал, знакомя казахстанского, советского и зарубежного зрителя с казахским искусством. В 1976 году за плодотворную работу труппа была награждена орденом Дружбы народов.

С эпохой Независимости в театре началась новая эра – об этом периоде подробно рассказывает второй зал музея. Сегодня коллектив театра состоит из 300 человек. Труппа, возглавляемая директором заслуженным деятелем РК Еркином Жуасбеком и художественным руководителем народным артистом СССР и Казахстана Асанали Ашимовым, принимает в работу казахскую и мировую драматургию, опираясь на богатейший опыт, творчески экспериментирует, сочетает классику с новыми формами. 

В числе новых постановок театра «Сто лет любви» Дулата Исабекова, «Дядя Ваня» Антона Чехова, «Анна Каренина» Льва Толстого и, конечно же, «Путь Абая» по произведению Мухтара Ауэзова.

– Абай – одна из ключевых фигур нашего театра. В экспозиции музея представлены костюмы актеров, воплощавших образ Абая с самой первой постановки в 1940 году и по настоящее время, афиши этих спектаклей, – обращает внимание на экспонаты руководитель музея. 

Наргиз Тамабеккызы приглашает всех алматинцев посетить музей.

– С экспозицией можно ознакомиться, придя в театр, до начала спектакля и в антракте. Повторюсь, это очень богатая и очень значимая коллекция раритетов. Театр Ауэзова явился отцом-основателем для большинства крупнейших театров страны, включая Театр оперы и балета имени Абая, поэтому можно говорить о том, что история нашего театра – это история становления и развития всего театрального искусства страны, – заключает свой рассказ руководитель музея.

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13

14:48

14:26

14:03

13:40

13:18

12:53

12:31

12:21

12:09

11:47

11:25

11:03

10:38

10:16

10:04

09:36