Одной из причин являются введенные Китаем ограничения на поставку товаров из РК.
Экспорт зерна из Казахстана упал на 30%. В сентябре Казахстан поставил за рубеж 300 тысяч тонн пшеницы, тогда как обычный объем для этого месяца составляет 450 тысяч тонн, сообщает Vecher.kz.
Как рассказал в интервью порталу ElDala.kz официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов, прогноз по экспорту на октябрь составляет 500 тысяч тонн при нормативном объеме 700-800 тысяч тонн.
Одной из причин снижения объемов эксперт называет ограничения на экспорт зерна, введенные Китаем. С октября Китай ввел полный запрет на поставки ряда товаров, включая зерно и продукты его переработки.
«Китаю нужен транзитный коридор в Европу, а инфраструктурные возможности у него ограничены. И они просто берут в обслуживание те товары, которые им выгоднее. Понятно, что это не наш контейнер с зерном, а контейнеры с электроникой для автозаводов, которые стоят по миллиону долларов каждый. Исходя из этого, они нас, говоря прямо, просто вышвырнули из очереди. Им наш импорт не нужен, а наши интересы они учитывать просто не хотят. С той же Россией Китай так поступать боится, потому что понимает, каким будет ответ: если китайцы не пропустят российский товар – Россия не примет китайские грузы», – говорит Евгений Карабанов.
В казахстанских госорганах не усматривают в действиях КНР признаков продуктового эмбарго, потому что в аналогичной ситуации находятся и другие страны.
«Усматривать здесь эмбарго необъективно. Посмотрите, что происходит с Кыргызстаном, Россией и другими приграничными районами. Прежде всего это связано с развитием коронавируса. При поступлении наших грузов на территорию Китая COVID-19 обнаруживается на мешках, на автомобилях, у водителей», – пояснил руководитель управления КНР Департамента Азии и Тихоокеанского региона МИД РК Алмас Сейтакынов.
Кроме того, он отметил рост нагрузки и на железнодорожные перевозки из-за мирового удорожания перевозок морским путем.
Исходя из объяснений китайской стороны, представитель МИДа назвал основные причины возникших проблем с грузоперевозками из Казахстана в Китай:
- ужесточение правительством СУАР санитарно-эпидемиологических мер;
- усиление проверки санитарными службами Китая грузов на наличие коронавирусной инфекции: пробы берутся с поставляемой из РК продукции и грузов в каждом вагоне;
- сокращение количества рабочих на китайской части пунктов пропуска, так как при подозрении на COVID-19 вся смена рабочих направляется на 14-дневный карантин;
- похолодание: в зимний период увеличивается время противоэпидемиологической обработки грузовых автомобилей и вагонов на пунктах пропуска;
- запрет на ввоз мелкотарной продукции.
- Кроме того сказывается нехватка контейнеров в Казахстане для перевозки грузов в КНР.
Алмас Сейтакынов подчеркнул, что вопрос находится на контроле министерства. В ноябре планируется заседание в режиме видеоконференцсвязи на уровне правительств двух стран.
Как отметил заместитель председателя НПП «Атамекен» Талгат Темирханов, сегодня пока нет решения этой проблемы. Чтобы казахстанские экспортеры и импортеры, чьи грузы застряли на границе, не попали под штрафные санкции за срыв контрактов, им выдают свидетельства о форс-мажоре.
«Порядка 200 свидетельств мы выдали, риски сняли на 2,2 млрд тенге. Но суть в том, что мы вынуждены экстренно тушить пожар, а системно решить вопрос пока не получается. Не удалось нам пока достучаться до китайских коллег», – сказал он.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!