Современный мир стремится к глобализации, объединению всего и вся: унифицируются понятия и технологии, наполняются новыми словами и терминами языки, стираются государственные границы…
Примеры объединения, соединения, взаимопроникновения сегодня можно проследить не только в мировом масштабе, но и в отдельно взятых странах. И особенно наглядно этот процесс прослеживается в молодых государствах, стремящихся овладевать передовыми технологиями экономического хозяйствования.
Примером может служить Казахстан, где за время суверенитета построена новая экономическая модель. Справедливости ради заметим, революционные преобразования произошли пока что не во всех сферах, однако с каждым годом в нашей стране появляется все больше предприятий, которые не только используют современные технологии, но и постоянно совершенствуют рабочие процессы, исходя из опыта и изменений, происходящих во всем мире.
Одним из таких новоделов капитализма по-казахстански можно назвать Акционерное общество «АЛСЕКО».
– Наша компания еще в августе 1998 года одной из первых заявила о новом решении вопросов и проблем, связанных с таким архиважным в стране делом, как сохранение добротных деловых связей в сегменте жилищно-коммунального хозяйства, – рассказал нашему корреспонденту генеральный директор АО «АЛСЕКО» Юрий Федорцов. – Помните то время становления в стране, и в первую очередь в Алматы – южной столице Казахстана, время нового восприятия экономических взаимоотношений? Страна благодаря Елбасы Нурсултану Назарбаеву взяла курс на интеграцию с миром рыночной экономики. Правительство отказалось от командного регулирования рынка решением сверху. Именно тогда мы предложили инициативу: объединить в едином счете-квитанции все, что наполняло звено «Поставщик коммунальных услуг – потребитель». Помните первые годы суверенитета, какая чехарда началась с оплатой «за свет», «за воду», «за тепло» и прочие блага цивилизации? После упразднения министерства ЖКХ и умирания государственных домоуправлений, с организацией КСК и других новых управленческих форм в жилищной сфере народ какое-то время просто не знал, куда идти, кому и как оплачивать коммунальные платежи…
…Алматинцы помнят, как канули в вечность так называемые абонентские книжки, в которых каждому приходилось высчитывать, записывать показания, умножать тарифы на кубометры и киловатт-часы, а потом с кипой счетов-квитанций стоять в длиннющих очередях сберкасс.
Было, было время такое…
Первые получатели счета-квитанции от АЛСЕКО, объединившей на одной странице все, за что надо каждый месяц платить, сразу же отметили удобство такой формы партнерства между теми, кто поставляет нам воду, газ, тепло, электроэнергию, и теми, кто этим пользуется. К тому же в условиях рынка, когда каждый стал оценивать свой труд в денежном эквиваленте, гораздо выгоднее стало платить за коммунальные услуги через один счет вместо трех, а то и пяти – за каждый бланк касса взимала свою маржу.
– Это стало возможным благодаря тому, что мы провели работу как с поставщиками коммунальных услуг, так и с руководителями новых на тот момент управленческих структур многоквартирными жилыми домами, – рассказывает Юрий Федорцов, проводя экскурсию корреспонденту по предприятию.
Судя по увиденному, рабочий процесс здесь можно смело назвать напряженным, кропотливым, во всем сопряженным с таким требованием, как сверхвнимание.
Посудите сами, в Алматы более восьми с половиной тысячи многоквартирных жилых домов – сотни тысяч квартировладельцев! И каждый должен в свое время, а это практически одномоментно – один раз каждый месяц, получить счет-квитанцию за потребленные коммунальные блага. Перепутать или потерять счет-квитанцию нельзя! А вот у людей подобное иногда случается. Печатные машины новейшего образца с компьютерным интеллектом четко, каждую рабочую секунду выдают квиток. Только за прошлый год для алматинцев и жителей области отпечатано более 9,5 миллиона экземпляров!
Но до печати специальная группа специалистов АЛСЕКО аккумулирует данные от поставщиков, чтобы впечатать их в наши квитанции. Причем данные эти регулярно изменяются. Вот и попробуй уследить за всем!
На сегодняшний день только энергетики сумели установить алматинцам электросчетчики с модемным модулем, передающим данные через компьютер. Было бы нелишне, если бы подобные счетчики устанавливались и другими поставщиками для более оперативной и достоверной передачи данных. Думается, это дело времени. Сегодня, по данным научных анализов и прогнозов, Казахстан стремительно развивается и вскоре мы на все сто процентов станем державой, наполненной цифровыми технологиями.
Ускорения процесса цифровизации, безусловно, желается потребителями. Казахстанцы хотят, чтобы их время не тратилось ни на стояние в очередях, ни на скрупулезные домашние пересчеты потребленных благ цивилизации. Кто против того, что все за нас подсчитает индивидуальный прибор учета, через интернет передаст количество потребленного поставщику, а тот, перепроверив, передаст эстафету в АЛСЕКО? И вот нам по телефону или через письмо на электронную почту приходит сообщение: «С вас причитается столько-то и столько-то». Причем, перепроверив данные раз-два и убедившись, что все предельно честно, вы также через цифровое поле связи оплачиваете «коммуналку» без очереди. Когда такое произойдет? Трудно назвать дату, но верить надо, так как сама жизнь показывает – страна уверенно вливается в число стран с передовыми технологиями.
И АЛСЕКО тому примером
– Пока же мы установили в холле приема заявителей аппарат, который в считаные секунды распечатает вам счет-квитанцию взамен утерянной или не доставленной по какой-то другой причине, – рассказывает и показывает на собственном примере Юрий Федорцов. – Также собственники сегодня имеют возможность получать счета-квитанции через мобильное приложение АЛСЕКО или, написав заявление, получать их на электронную почту.
Посетители отмечают, что очереди к специалистам-консультантам здесь минимизировались. Естественно, что без походов за справедливостью пока что у нас не обходится, но…
По существу вопросов
– Мы открытая организация. В единстве с согражданами работаем и живем скоро уже четверть века, – начинает рассуждение на тему: почему у людей возникают вопросы к руководимой им организации? – Федорцов. – Именно для сохранения времени потребителя мы создали колл-центр. А это возможность решения проблем и возникающих вопросов по телефону…
– Но именно на то, что очень трудно дозвониться к вам, жалуются наши читатели! – прерываю его репликой.
– Мы проанализировали суть обращений по телефону, и вот что имеем в итоге: из более чем 16 тысяч принятых за 2020 год звонков 80 процентов не по адресу! АЛСЕКО не устанавливает тарифные ставки, не подсчитывает количество кубометров и тому подобное. Мы только на основе договоров с поставщиками печатаем предоставленную ими информацию и отправляем счета каждому потребителю в почтовый ящик. А нам звонят и требуют пересмотра тарифов, клянут за то, что поставщик якобы написал им лишние киловатты, и даже жалуются на КСКовских сантехников. Чтобы сориентировать людей, мы в счетах пишем номера телефонов организаций, способных и обязанных давать им разъяснения.
Люди пишут и через интернет. И здесь у АЛСЕКО тоже есть своя статистика: за 2020 год по электронной почте и на сайте принято и отработано более 3500 обращений от потребителей. И не все они, как и в случае со звонками в колл-центр, по существу деятельности предприятия.
Да уж, не всегда у потребителей получается прочесть все то, что прописано в договорных документах, счетах-квитанциях и других. И сидят с утра до вечера консультанты на телефонах, дежурят в приемных, чтобы, как правило, заявлять посетителям: вы не по адресу.
В чем проблемы?
– Теснота в рабочих помещениях, на которую вы обратили внимание, – наша внутренняя проблема, – парирует мой выпад о необходимости расширения рабочих площадей Федорцов. – Более всего меня и других руководителей предприятия сейчас волнует надвигающийся вал объединений собственников имущества – теперь вместо чуть более тысячи КСК нам придется перезаключить договоры почти с девятью тысячами ОСИ, созданных в МЖД. Мы готовимся коренным образом перестроить систему доставки счетов-квитанций, и еще многое отрегулировать, чтобы не сбиться с четкого отработанного рабочего ритма. А еще так же, как и всех наших коллег во всем Казахстане, нас беспокоит отсутствие нормальной информационной базы о собственниках квартир. Сколько реально проживает людей по тому или иному адресу, с кого спрашивать и кому выставлять счета, на кого в конце концов подавать иски в суд, сейчас крайне затруднительно устанавливать поставщикам коммунальных и других услуг. И вот здесь есть над чем поработать спецам, создающим цифровой Казахстан.
За время экскурсии по цехам предприятия заметил: техника для работы у алсековцев самая современная, причем с дублирующими рабочий процесс механизмами – на случай поломки основных технических мощностей.
…После знакомства с коллективом у пишущего эти строки нет сомнений: АО «АЛСЕКО» в полной мере исполняет сейчас и продолжит в дальнейшем традицию современно адаптированного социально ориентированного предприятия нового типа.
В подтверждение написанного достаточно вспомнить события недавно введенного в стране и благополучно пережитого алматинцами чрезвычайного положения, когда совместно с Акиматом г. Алматы и поставщиками коммунальных услуг (ТОО «АлматыЭнергоСбыт», ТОО «Алматинские тепловые сети» и ГКП «Алматы Су») АО «АЛСЕКО» сумело оперативно принять и зарегистрировать тысячи обращений граждан, которые относятся к социально уязвимым слоям населения, для получения сумм возмещения на оплату коммунальных услуг в период ЧП. В короткие сроки компания разработала сервис для приема и регистрации заявок от населения, организовала работу колл-центров совместно с поставщиками услуг для срочного приема и обработки заявок.
В результате за период с апреля по июнь 2020 года включительно в Алматы было обработано более 218 тысяч звонков, принято более 33 тысяч заявок. А в итоге нуждающиеся в помощи алматинцы получили сумму возмещения в размере 1 005 270 000 тенге. Ошибок нет – более миллиарда! Не будь современных технологий и профессиональных алсековских наработок, пришлось бы эти подсчеты совершать в течение года, а то и двух.
А вы говорите: «Зачем нам АЛСЕКО?».