Возобновлению празднования Наурыза в Казахстане исполнилось 33 года.
Как и у людей, так и у праздников есть своя история. И порою она предается забвению, как и произошло с Наурызом. Об этом светлом празднике мы долгое время ничего не знали. Его как старый ковер свернули и запрятали подальше. После 1926 года, когда советским руководством был наложен запрет на этот праздник, как имеющий отношение к религии, в частности мусульманству, он вновь вернулся в 1988 году, рассказала в беседе с корреспондентом Vecher.kz главный научный сотрудник Института истории и этнологии имени Ч. Валиханова Закиш Садвокасова.
«Празднование Наурыза, когда казахстанцы желают дальнейшего процветания стране, мира и ясного неба над головой, является одним из примеров духовного возрождения нашего народа. На самом деле Наурыз не связан с религией. Отмечается день весеннего равноденствия, пробуждение природы. Для казахов он был особенно примечателен. Заканчивалась долгая зима, за время которой люди успевали соскучиться по общению друг с другом. Наурыз приносил радость, веселье, оживление. Обсуждались различные проблемы, строились планы на предстоящее лето. Одним из важных вопросов являлась сохранность скота. Даже если зима не доставила больших хлопот, все равно приход тепла будоражил людей», – отметила доктор исторических наук.
Можно себе представить, какое настроение испытывал кочевник, увидевший распустившуюся зелень, первые весенние цветы – нежные подснежники. Кстати, относительно того, почему казахи не дарили цветов своим любимым. Рассуждая по этому поводу, близкий мне человек объяснил, что, во-первых, зачем срывать и дарить их, когда они окружают тебя со всех сторон и украшают твою жизнь. Во-вторых, после того, как они сорваны, за короткое время вянут и гибнут, превращаясь в некрасивый, ненужный предмет. В-третьих, у них и без того очень сжатый срок жизни. Так вот лучше пройти и как можно дольше любоваться этой красотой и дать возможность видеть ее другим, – рассуждает профессор Садвокасова.
Что говорить, и в нынешних благоприятных условиях при наличии благоустроенного жилья, современных средств связи все ждут весны, связывая с ней свои надежды на лучшее. Особенно весны 2021 года, когда мир напуган «чумой XXI века» – коронавирусом и с настороженностью следит за событиями, связанными с ним.
Сегодня, как и в первые годы возрождения, Наурыз собирает за общим дастарханом много людей разных поколений, национальностей, религий. На площадях и улицах проводится широкое гулянье с музыкой, танцами, поднимается настроение. Теле- и радиопередачи начинаются с новостей о праздновании Наурыза в регионах Казахстана. Трудно представить, что в некоторых областях еще бушует метель, образуя снежные заносы, а в других распускаются почки деревьев. Но все же мы слушаем информацию об угощении наурыз-коже, баурсаками, бешбармаком, пловом и другими вкусностями казахской, узбекской, уйгурской и другими кухнями народов, проживающих в независимом многонациональном Казахстане.
Автор этих строк также не раз принимала непосредственное участие в этом прекрасном мероприятии. В советский период по понятным причинам этот праздник не отмечался. Но как я помню, не афишируя, праздничное настроение присутствовало, которому я тогда не могла дать объяснения. В годы учебы в институте в период развитого социализма о Наурызе вообще не упоминалось. Как преподаватель вуза в 90-е и последующие годы вместе со своими студентами, одетыми в национальные костюмы, мы разбрасывали шашу, устраивали небольшие театрализованные представления, участвовали в сценках, показывая обычаи и традиции нашего народа, произносили добрые пожелания. Чаще всего накануне собирались юрты возле общежитий. Старались убрать ее как можно ярче, чтобы привлечь внимание гостей, – вспоминает главный научный сотрудник Института истории.
Рассказывая о традициях празднования Наурыза, историк отметила обязательный ритуал приема гостей. При этом предпочтение, конечно, отдавалось старшему поколению. Послушать наших добрых и дорогих стариков было очень интересно, тем более что порой слышали рассказы об их личной жизни, которые полны были страницами истории нашей страны с их непосредственным участием. И трудно представить, что сидящие перед тобой бабушки и дедушки когда-то были молодыми и озорными, могли позволить шалости, за что уже сегодня мягко могут пожурить своих детей и внуков. Как и полагается, подается традиционное блюдо казахов – бешбармак с вяленым и копченым мясом, наурыз-коже, чай.
Наряду с этим Садвокасова подчеркнула, что празднование Наурыза, когда казахстанцы желают дальнейшего процветания стране, мира и ясного неба над головой, является одним из примеров духовного возрождения нашего народа.
«В этом году наша страна отмечает юбилейную дату – 30-летие независимости Казахстана. В связи с этим Президент РК Касым-Жомарт Токаев в статье «Независимость дороже всего» нацелил историческое сообщество нашей республики подготовить новую академическую историю страны. В ней, как подчеркнул глава государства, следует сделать упор на необходимость возрождения исторического сознания, которое возможно благодаря восстановлению национальной памяти», – резюмировала профессор.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!