8 и 9 июня при полных аншлагах и бурных овациях Казахский национальный театр оперы и балета имени Абая завершил свой 90-й юбилейный сезон новой постановкой романтического балета Х. Левенсхольда «Сильфида», сообщает Vecher.kz.
Первый премьерный день посетили министр культуры и информации Республики Казахстан Аида Галымовна Балаева, руководители ведущих театров, творческая интеллигенция и ветераны балета КазНТОБ им. Абая.
Возрожденная «Сильфида» несомненно стала ярким событием в культурной жизни Алматы и приятным летним подарком алматинцам и гостям нашего прекрасного города.
Зрители погрузились в атмосферу праздника с первых шагов. На центральном входе капельдинеры дарили всем женщинам розы, в фойе играл струнный квартет театра, фотозона была оформлена цветочными композициями и историческими костюмами.
Для работы над спектаклем были приглашены постановщики с мировыми именами: премьер балета Мариинского театра, лауреат театральных премий «Benois de la Danse», «Золотая маска», «Золотой софит» Леонид Сарафанов, народный художник России, лауреат Государственных премий Республик Казахстан, Молдова, Беларусь Вячеслав Окунев тесно сотрудничающий с театром на протяжении почти двух десятилетий.
Дирижер – постановщик спектакля, главный дирижер театра, заслуженный деятель Казахстана Нуржан Байбусинов. Не смотря на то, что сама постановка не выходит за рамки канонической, все же спектакль стал более динамичным, изменены мизансцены, все нюансы сложной хореографии точны и понятны, сценография поражает глубиной и филигранностью исполнения мелких деталей. Балет очаровывает, погружает публику в сказочный мир грёз, парящих мистических существ, земных чувств и страстей.
«Сильфида» - старейший из дошедших до нас хореографический спектакль открывший в балете новую эру — эру романтической хореографии. Ведь именно в этом спектакле 12 марта 1832 года в Париже на сцене Королевской академии музыки и танца балерина впервые встала на пуанты и надела пачку. Это произошло в балете Жана Шнейцхоффера «Сильфида» поставленном Филоппо Тальони для своей дочери Марии Тальони. В 1836 году появилась другая версия «Сильфиды» норвежско-датского композитора и органиста Хермана Левенсхольда, поставленная Августом Бурнонвилем и именно она идет в большинстве театров на протяжении двух столетий.
В основе либретто, написанного Филиппо Тальони и оперным певцом Адольфо Нурри – новелла «Трильби, или дух Аргели», написанная в 1822 году французским писателем Шарлем Нодье. Только в поэме Нодье жена рыбака влюбляется в фантастическое существо – эльфа, а в версии Нурри и Тальони герой влюбляется в призрачную девушку.
В данной сценической версии на сцене Казахского национального театра балет «Сильфида» был впервые представлен 31 марта 1984 года в редакции Эльзы-Марианны фон Розен в постановке солистки Мариинского театра, балетмейстера и педагога заслуженной артистки РСФСР Ксении Тер-Степановой. Накануне свадьбы с Эффи молодому крестьянину Джеймсу является дух воздуха в образе прекрасной девушки. Джеймс очаровывается видением и мечтает дотронуться до него, но любое прикосновение для Сильфиды губительно.
Главные партии исполнили ведущие солисты балета:
Сильфида, дух воздуха - Жанель Тукеева, Айман Егисбаева
Джеймс, сын Анны – Богдан Вербовой, Рустем Имангалиев
Медж, колдунья – Амир Жексенбек, Даурен Женис
Эффи, невеста Джеймса – Айман Егисбаева, Динара Кудабаева
Анна, вдова фермера - Айгуль Дуйсекова
Гёрн, крестьянин – Сырым Аюпов, Нурсултан Алпамысулы