О самых распространенных методах мошенничества и основных правилах финансовой безопасности на брифинге Региональной службы коммуникаций города Алматы рассказали представители Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.
По словам директора Департамента Александра Терентьева, в 2023 году в стране зарегистрировано около 21,6 тыс. мошенничеств. Как отмечается, за последние годы участились случаи интернет-мошенничества с использованием современных методов социальной инженерии.
«Мошенничество — это заранее продуманное преступление, совершенное из корыстных побуждений. Другими словами — это злоупотребление доверием третьего лица с целью завладения имуществом и получения материальной выгоды. Наказание по статьям за преступления предполагает серьезные административные или уголовные наказания, статья 190 УК РК», — рассказал Терентьев.
Финансовые мошенники ставят цель завладеть персональными и платежными данными граждан для получения доступа к их банковским счетам и деньгам.
Как отмечает эксперт, по мере развития технологий совершенствуются виды и методы мошенничества. Таким образом, существуют следующие виды махинаций в сфере финансов:
- интернет-мошенничество (фишинг);
- обман при совершении покупок в интернете;
- мошенничество с использованием банковских карт;
- финансовые пирамиды;
- дипфейки;
- мошенничество посредством обзвона граждан.
«Мотив финансовых мошенников один: преступники путем обмана граждан получают их денежные средства, путем кражи имеющихся денежных средств, либо оформлением кредита. Злоумышленники же изначально знают, что они не имеют никаких правовых оснований для получения денег и другого имущества от потерпевших», – отметил спикер.
Интернет-мошенничество либо фишинг - одна из самых распространенных схем мошенничества. Данный метод позволяет мошенникам обмануть пользователя и заставить его раскрыть конфиденциальную информацию о себе и своей карточке. Злоумышленники создают поддельные сайты известных казахстанских банков или предприятий из разных секторов экономики и рассылают от их имени заманчивые предложения с конкурсами, опросами и призами на электронные адреса граждан.
В случае перехода в фишинговый сайт пользователям не рекомендуют вводить персональные данные. Необходимо установить надежную антивирусную программу, которая не позволит переходить в мошеннические сайты. Также рекомендуется проверять информацию только на официальных сайтах.
Часто злоумышленники обманывают потенциальных жертв при совершении покупок в интернете. Они могут выступать в роли продавцов или покупателей на торговых площадках и сайтах объявлений. Их цель — перенаправить жертву на фишинговый (поддельный, который маскируется под настоящий) сайт или заставить заплатить по ложным реквизитам. Все данные, введенные на таком сайте (пароли, номера банковских карт, паспортные данные и т.д.), окажутся у злоумышленников.
При совершении покупок в интернете рекомендуется:
- производить оплату только на защищенной странице;
- установить антивирусную программу против «фишинга»;
- не сообщать свой логин и пароль для входа в интернет-банк, а также код подтверждения оплаты;
- завести специальную карту для оплаты покупок в интернете и не держать на ней много денег; установить SMS-уведомления о платежах и переводах с карты.
Еще один широко распространенный вид мошенничества — хищение средств с банковских карт. При этом часто злоумышленниками могут оказаться работники сферы оказания услуг и торговли.
«Чтобы украсть ваши деньги, мошенникам нужно знать: номер вашей карты, имя и фамилию владельца, срок действия, ПИН-код, код проверки подлинности карты на обратной стороне, одноразовый пароль (SMS-сообщение для подтверждение платежа). Мошенники могут добывать нужную им информацию, установив на банкомат считывающее устройство и видеокамеру. Злоумышленником может оказаться сотрудник кафе или магазина, который получит доступ к вашей карте хоть на пять секунд», — добавил Терентьев.
Чтобы не стать жертвой злоумышленников при совершении банковских операций эксперт рекомендует:
- не совершать банковские операции через общественный WI-FI;
- подключить мобильный банк и SMS-уведомления;
- при совершении покупок через интернет, не сообщать никому секретный код из SMS;
- не терять из виду карту.
Спикер РСК также рассказал, как мошенники втираются в доверие граждан, под видом экспертов и завлекают потенциальных жертв в финансовые пирамиды.
«Финансовые пирамиды — инвестиционные системы, при которых вкладчики получают доходы только за счет взносов от новых участников. Они маскируются под микрофинансовые организации, инвестиционные и управляющие предприятия, онлайн- казино. Во многих странах, в том числе и в РК, создание финансовых пирамид уголовно наказуемо», — озвучил эксперт.
В Агентстве ведется сайт Fingramota.kz, где публикуется список проектов с признаками финансовой пирамиды. Таким образом, самым главным признаком финансовой пирамиды является отсутствие лицензии АРРФР. Наличие следующих признаков также выдает мошенническую схему:
- обещание гарантированного сверхдохода
- компания-«новичок», отсутствие собственных основных средств и активов
- предварительные взносы
- размытые формулировки инвестиционной деятельности
- в договоре четко не прописаны обязательства организации перед инвестором
- вас просят приводить новых клиентов, выплаты за счет средств других вкладчиков.
Кроме того, мошенники используют технологию «Дипфейк», подделывая видеоизображение человека и используя его для прохождения первичной биометрической идентификации. Далее мошенники выводят денежные средства на специальный счет и даже оформляют на имя жертвы кредиты.
Как отмечает эксперт, жертвы такого преступления узнают о задолженности значительно позже, как правило, после просрочки по кредиту.
Для защиты себя от такого вредительства, рекомендуется не передавать никому и не оставлять под залог свои документы, удостоверяющие личность. Также не публиковать в социальных сетях фотографии своих документов, персональную информацию. Не вступайте в видеосвязь с незнакомыми номерами через мессенджеры.
Еще один самый распространенный вид мошенничества — мошенничество посредством обзвона граждан. Телефонные мошенники используют SIP-телефонию, которая позволяет дублировать абонентские номера казахстанских финансовых институтов, звонят гражданам от имени сотрудников банков или правоохранительных органов.
«Если к вам звонит якобы сотрудник службы безопасности банка и пугает мошенническими атаками на ваш счет, просит оформить «зеркальный» кредит или снять деньги через банкомат, сразу завершите разговор. Самостоятельно позвоните в call-центр банка, чтобы перепроверить информацию и заблокировать банковскую карточку», — предостерегает эксперт.
Вместе с тем, рекомендуется не доверять незнакомым людям, которые заводят речь о деньгах, и не сообщать свои персональные данные, реквизиты карточки: трехзначный код, указанный на обороте платежной карты, ПИН-код, срок действия.