С днём рождения, Человек! По сей день казахские обычаи сохранили свою первичность

У народов Евразии много традиций и обрядов, регулирующих их жизнедеятельность в обществе. В них проявляется отношение к силам природы, Вселенной. На традициях и обрядах тысячелетиями воспитывались поколения кочевников Великой степи, неделимой частью которой является Казахстан. По сей день казахские обычаи сохранили свою первичность. Этот материал накануне Наурыз мейрамы подготовлен совместно с этнографом-исследователем Асылханом Артыкбаевым.

Роды

Рождение ребенка раньше в казахских семьях происходило дома. Роды принимала повитуха. К потолку привязывали аркан или копье мужа, а беременная бралась руками за веревку и рожала в полусидячем положении. Женщины устраивали обряд «Жарысқазан» – готовили на огне еду. Обряд означал: чем быстрее невестка родит, тем раньше сварится обед. Повитуха обмазывала бараньим жиром ей живот, массажируя, помогала рожать. Если роды были тяжелыми, били в бубен или стреляли из ружья. 

После рождения ребенка повитуха обрезала пуповину младенца и оповещала всех присутствовавших возгласами: «жылқышы» – родилась девочка, «қойшы туды» – родился мальчик. С этого момента она становилась матерью ребенка по пуповине – кіндік шеше. За хорошую весть ее награждали («сүйінші»), а за помощь роженице дарили подарок – верхнюю одежду или хорошее платье. «Жылқышы» означало, что за девочку, когда она вырастет, в будущем будут давать калым лошадьми, «қойшы» подразумевало, что в дальнейшем из мальчика вырастет хороший и богатый скотовод (жылқы – лошадь, қой – баран).

Как только становилось известным, что невестка родила, родственники и друзья приходили с поздравлениями и подарками. За хорошие вести давали «сүйінші», старшие по возрасту женщины делали обряд «шашу» в виде монет и конфет, которые собирали присутствовавшие и угощали свои семьи. Старшие в семье роженицы давали распоряжение: резать барана – «қалжа», так как свежее мясо и бульон после родов быстро укрепляют организм молодой матери. После родов невестка прикрывает свой рот платком, а поясницу обматывает теплой шалью. Если этого не делать, то у нее после родов могут выпадать зубы или болеть простуженная поясница – казахи эту болезнь называют «шілде қаққан». 

Қалжа жегізу

Обряд «қалжа жегізу» также имеет важное значение в жизни новорожденного. Например, если ребенок, став взрослым, будет физически слабым, менее жизнестойким в трудных ситуациях, то о нем говорят: «шешесі қалжа жемеген» (мать не ела мясо «қалжа»). В трудных жизненных ситуациях мать может упрекнуть сына, сказав: «Сен туғанда мен «қалжа» жегем, ұл тудым деп!» («Когда ты родился, я ела мясо «қалжа», будь мужчиной!»). И это отрезвляюще действовало на сына. 

Не позднее трех дней имя ребенку давал дедушка, уважаемый человек племени, или старший брат жениха. С приходом в степь ислама стали приглашать муллу, чтобы он по Корану дал имя младенцу. Это имя три раза громко повторяли ему на ухо, читали суру из Корана, называли имена умерших знаменитых родственников, чтобы их дух предохранял ребенка в жизни.

Затем старшие из присутствовавших давали благословление и пожелания семье, родителям, молодым, чтобы они достойно вырастили нового члена общества в традициях рода, племени.

Если в семье до этого умирали дети, то ребенку давали смешное имя или проносили его между ног трех старух, как будто они родили младенца. Существует обряд выкупа новорожденного из-под приподнятой стены юрты, при этом громко говорили, что покупают чужого ребенка.

Бесік

До рождения младенца деревянную колыбель (бесік) или его одежду готовили заранее. Колыбель обычно всегда бывала в большой семье и переходила по наследству внутри этой семьи или рода. Иногда после рождения ребенка заказывали или покупали готовую колыбель. Прежде чем класть малыша в бесік, раскаленной кочергой три раза прижигали ее внутреннию деревянную часть, чтобы изгнать злых духов. Уважаемая женщина рода или старшая женщина семьи проносили конфеты через нижнее отверстие колыбели, а присуствовавшие женщины делили эти сладости между собой и угощали своих детей. Этот обряд называется «тыштыру». После купания младенца клали в бесік, исполняя колыбельную песню.

Женщина, укладывавшая младенца впервые в бесік, получала подарок от родителей. Сверху колыбели клали семь жизненно важных вещей: нож, пояс, плеть, чапан аксакала, шубу, конскую уздечку. Бесік – уникальное деревянное приспособление кочевых номадов, которое имеет ряд приимуществ. Прежде всего то, что младенец в этой колыбели лежит в тепле, всегда сухой, чистый. Утром и вечером младенца отвязывали (вечером купали в соли, на следующий день – с мылом, и так чередовали до сорока дней), растягивали руки, ноги, делали массаж всего тела, мазали тельце курдючным жиром и снова пеленали.

Бесік предохраняет младенца от удара, сглаза, если ночью во время кормления младенца мать внезапно заснет, то не сможет придавить ребенка грудью, удобна эта колыбель и во время кочевки, предохраняет от непогоды и ветра. 

40 дней

Когда младенцу исполняется сорок дней от рождения, в гости зовут сватью, других женщин рода и устраивают обряд «қырқынан шығару» (мальчика выводят на 37–39-й день от рождения, девочку – на 42–44-й). С младенца снимают нижнюю рубашку, стригут ногти, волосы, затем купают в теплой воде, добавив в нее еще сорок ложек воды, кладут в нее серебрянные монеты или серебряный браслет. Воду, в которой купали младенца, выливают туда, где не ступает нога человека, там же зарывают ногти, а волосы заворачивают в платок и пришивают к одежде младенца, в распашонку («иткөйлек») кладут конфеты, привязывают к шее собаки и отпускают ее. Дети догоняют собаку, отвязывают иткөйлек, делят между собой конфеты, а иткөйлек отдают женщине, у которой нет ребенка. В праздничных посиделках участвуют все женщины аула.

Если ребенок родился раньше срока, то его в бесік не кладут. Недоношенного младенца кладут в меховую шапку («тымақ») деда или отца и подвешивают – зимой на гвоздь в стене, а летом к верхней решетке юрты (кереге) – и донашивают малыша оставшиеся дни. Когда подойдет срок, шапку снимают, затем ребенка со всеми  сопутствующими обрядами кладут в колыбель.

Если в какой-либо семье постоянно умирают младенцы, то новорожденного после родов отдают в другую семью кровных родственников, называют этого ребенка «тума» – то есть, кровный брат (сестра), и там ему подбирают имя. Если у других братьев нет детей, то ребенка отдают им («еншіге беру») – в наследование имущества. Главное правило при этом – чтобы малыш жил и рос в семье кровных родственников, сирот в роду не должно быть. Ребенок растет, общаясь с родителями, но живет в другом доме, за его воспитание отвечают вся семья, род.

Иногда малыша усыновляют (удочеряют) чужие люди, будущая мать принимает младенца и зоварачивает в подол своего платья. В этом случае родители дают ребенку новое имя, а в его ладошку кладут кость скакательного сустава барана. С этого момента младенец считается ребенком усыновившей его семьи. А если он умирает (даже уже взрослым), то во время обряда жаназа (отпевания) называют имя настоящих родителей.

Казахский народ богат своими ценными традициями и обрядами. Они передаются из столетия в столетиее. Наша цель – сохранить и приумножить их для будущих поколений. 

Статья опубликована в  №30, от 19.03.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "С днем рождения, Человек!".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 1
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 1
×
$ 444.22  476.38  4.82
Алматы 10°