Систему образования Казахстана оценили зарубежные эксперты

Систему образования Казахстана оценили зарубежные эксперты

Андреас Шляйхер, директор по образованию и навыкам ОЭСР, глава международной программы по оценке образовательных достижений PISA, Франция:

– Онлайн-обучение не означает, конечно, получение высококачественного образования. Но мы видим, что во время пандемии с прошлого года на всех уровнях школ оно очень интенсивно использовалось. Разве прежде мы могли представить, что через какие-то пару лет такое будет возможно. Необходимо помнить о том, что технологии ускоряют хорошие практики обучения, но не могут заменить преподавателя. Однако во время пандемии это не является транзакционным явлением.

Вы знаете, обычно педагоги говорят своим ученикам, что они должны уметь и любить учиться, должны понять, кто они, кем хотят стать. И вот эта технология – онлайн, она как бы ускоряет этот процесс, является своего рода акселератом.

И, соответственно, здесь нет социального различия, то есть, ученики как из богатых, так и бедных семей получают равное образование.

Кризис показывает, что система образования – это проект всего общества, а не одного министерства. Сейчас роль учителей меняется, они становятся инструкторами, помощниками. Роль родителей тоже меняется, они становятся участниками этой системы. То есть ученики более вовлекаются, вовлекают своих родителей, и они тоже заинтересованы в процессе обучения. Мы провели исследование и выяснили, что сейчас во время пандемии произошло очень много подобных изменений. В частности, когда поощряется взаимодействие между учителями, учениками и их родителями. То есть практически все школы делали какой-то вклад в этот процесс, например, созванивались с родителями учеников, используя прогрессивные методики, проводили видеоконференции, отсылали различные текстовые сообщения. Я надеюсь, что после пандемии все эти технологии мы сможем использовать. Благодаря пандемии в некоторой степени упростился весь процесс обучения, то есть произошел новый феномен, новое явление в образовании.

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, Россия:

– Несколько месяцев назад мы с группой коллег из Высшей школы экономики были в Алматы и встречались, работали с директорами алматинских школ. И я могу сравнить то, как отреагировали педагоги, руководители школ города на вызовы пандемии, с тем, как это было в других странах, и в том числе в России. Мы проводили большие исследования в ходе 2020 и 2021 годов и обнаружили, что очень много зависело от руководства школ, от управленческих команд. И их настойчивость, умение находить нетривиальные решения, с нашей точки зрения, являются самым главным. Потому что коллеги из других стран говорили, например, о важности родителей в процессе обучения. Но должен сказать, что в целом ряде случаев родители очень низко оценивали взаимодействие между семьей и школой. И это не только в России, но и в странах Европы, когда мы участвовали в международном проекте «Школьный барометр во время пандемии». Так вот, 30 процентов, это очень тревожный факт, расценивали взаимодействие между семьей, школой во время пандемии на 1 из 10 баллов. Это очень низкий показатель. Но вот что меня порадовало – алматинские директора довольно быстро поняли эту проблему – взаимодействие с семьей и начали искать интересные ходы, увлекая родителей, помогая им. И мне кажется, что это создает сейчас при всех трудностях, которые, к сожалению, еще не закончились, хорошую основу для нового партнерства семьи и школы. Думаю, это, пожалуй, главный урок, который мы извлекли за время пандемии.

Марио Киллоненн, начальник управления образованием г. Хельсинки, Финляндия:

– Здесь много говорилось о том, что пандемия повлияла на образовательный процесс, саму молодежь и, соответственно, жизнь их семей. И как я уже говорила, роль преподавателей, конечно, должна подчеркиваться, насколько это важно, что у нас находятся квалифицированные преподаватели и они могут быстро адаптироваться, когда ситуация достаточно гибкая. Они быстро воспринимают новые способы обучения.

У нас, начиная с 1995 года, нынешние технологии были заложены в программах, но пандемия заставила нас, преподавателей, использовать новые технологии, чтобы быстро адаптироваться к новым учебным сессиям. И, конечно, сейчас надо давать больше власти этим преподавателям, для того, чтобы они могли посвятить себя профессии и продвигать новый метод обучения.

Что касается нас, то панельная сессия на форуме – исключительное время, которое осветило важность образования. Сейчас из-за пандемии люди испытывают стресс, напряжение, не чувствуют себя в безопасности. Поэтому роль школы, и это максимум, что мы можем, – снабдить наших людей академическими знаниями. Для нас стало кристально ясно, что ученики смогли получить пользу от использования этих платформ, что и дало им возможность гибкого способа обучения.

Мы разрабатываем новые методики для граждан, но именно совместно с жителями, потому что такое общение способствует взаимодействию с семьями. Также привлекаем НПО, различные общества, то есть применяем все неиспользованные ранее ресурсы. По крайней мере, все эти шаги позволяют давать поддержку ученикам, их родителям и учителям в наше непростое время.

Майк Тируманн, генеральный секретарь Союза учителей Сингапура:

– Конечно, за время пандемии мы получили определенный опыт. Она заставила нас больше использовать информационные современные технологии для проведения занятий в системе образования – удаленного, дистанционного формата. Все привыкли к обучению в классе лицом к лицу, а пандемия заставила поменять этот подход.

В Сингапуре мы создали специальное приложение для родителей, которое будет отслеживать процесс обучения, успеваемость, позволит общаться с преподавателями, тогда родители могут чувствовать себя полноправными партнерами в процессе обучения. Кроме того, мы увидели новые качества учителей, о которых все больше и больше узнаем. И это не только передача знаний. Нам нужно, чтобы учителя не только передавали знания, но и могли управлять процессом обучения, направлять его. И это все больше приходится делать учителям. Пандемия также показала нам, что мы должны быть благодарны преподавателям и учителям. Спасибо вам большое, вы выполняете невероятную работу. Очень сложно работать с учащимися в режиме онлайн, еще сложнее завлечь, увлечь их. Поэтому мы понимаем, что родители стали соучастниками образования. Используемые технологии, определенные преимущества – это те пункты, которые мы смогли открыть для себя по-новому в рамках пандемии. И обучение – ведь это не только работа учителя в классе, это работа для всех нас, как для общества. Мы должны это понимать, и все те, кто принимают участие в этом процессе, должны создавать наилучшие условия для того, чтобы люди могли использовать технологии, передавать знания соответствующим образом, повышать уровень и качество образовательных услуг.

Статья опубликована в №102, от 26.08.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Система образования – это проект всего общества".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!