Новое тысячелетие, новый век, новые пути осознания реальности… Что принес каждый из нас в эту эпоху, переступив порог XXI века? Что доминирует в материализованных видениях художника современности? Его идеалы, устремления, сомнения и вера – в чем они? Именно об этом – все произведения художника, скульптора, чье искусство за сорокалетний путь развития претерпело множество различных влияний, сохранив неприкосновенным главное – гражданственность позиции и прозорливое видение завтрашнего дня.
С младенческих лет начав рисовать – а эти годы пришлись на тяжелое время войны – мальчик остро переживал коллизии судьбы. Мать, спасая его от голода, возила из аула в аул земли Кокшетау, необыкновенно щедрой на красоту и природы, и человека. Детское сознание запечатлело это качество родины и ее людей на всю жизнь. Отец и старший брат Фарден были на фронте. Отец погиб, а вернувшийся брат увидел тысячи рисунков ребенка на один сюжет: война. Школа началась с пяти лет – это было в Аягузе Семипалатинской области, и малыш видел сотни людей, готовящихся к отправке на фронт. Старший брат взял на себя заботу о воспитании младшего. И в 14-летнем возрасте Тулеген вместе с ним приезжает в Алма-Ату.
Закончив художественное училище, поступает в Ленинградский институт им. Репина. Художник убежден, что в жизни ему всегда сопутствовала удача.
Основная часть творческого пути художника напрямую связана со временем советского строя. Тому свидетельство и подтверждение – яркие образы героев истории, запечатленные скульптором в бронзе и граните. Это деятели культуры («Портрет Бибигуль Тулегеновой», «Олжас Сулейменов», «Архитектор»), политики Динмухамед Кунаев, Алиби Жангильдин, Гани Муратбаев, это типы современников художника, несущие в мир идеи гражданственности и красоты.
Трудно переоценить для развития казахской скульптуры значение таких монументальных произведений художника как «Амангельды Иманов», «Шокан Валиханов», «Алиби Жангильдин», «Гани Муратбаев» и др.
Однако, пожалуй, самым плодотворным и самобытным следует назвать период 1990-2000 гг. Образы выдающихся сынов Отечества в лице Ахмета Байтурсынова, Ильяса Жансугурова, Каныша Сатпаева, Акана-Серэ и Биржан-Сала воплощены скульптором с огромной силой убедительности и откровения любви. Эти личности раскрывают новые грани творчества и индивидуальности автора. Этап становления и зрелости преобразился в этап гражданской и человеческой целостности, этап цветения искусства мастера.
Говоря о новых работах десятилетия, художник невольно возвращается к образу, любимому с юности. Это Шокан Валиханов. Это памятник, возведенный в центре города Кокшетау в 1971 г.
Созданный на одном дыхании, он прошел множество препон. 25-летний выпускник вуза выиграл конкурс, сделал модель-эскиз и лишь через пять лет монумент состоялся. Художник так отзывается об этом периоде творчества: «Я считаю, что художник, приступая к работе, должен быть достаточно подготовлен. Начиная делать Шокана, я ощутил – мне легко было его воспринять. Была подготовка: знание истории, философии, базовое образование помогло. Его изучение культуры Кашгарии, быта и культуры казахов, судебные реформы того времени, бийская культура судов и т.д. – это все легко вошло в меня.
Вернемся к созданиям 1990-х годов. Облик Ильяса Жансугурова в Талдыкоргане руками Тулегена Досмагамбетова обретает мощь и величие планетарного масштаба свободолюбивого, сильного и умного человека. Свободная, непринужденная поза героя дана в активном развороте. При медленном обходе создается эффект парения фигуры над окружающим пространством и над землей. Строгий классический профиль фигуры, восседающей на монолите природного гранита, исполнен романтикой и экспрессией через взметнувшиеся складки накидки за спиной, и весь упругий литой абрис начинает лучиться душевной силой. Строгость и доверительность в лице героя необычайно живо перекликаются с позой легко скрещенных ног и упруго брошенной на них сильной руки с великолепными чуткими, длинными пальцами. Слияние природы и героя воедино, одухотворенная сила поэзии обрели здесь свой зримый облик.
Другая монументальная работа – памятник академику Канышу Сатпаеву – исполнена скульптором совместно с Ольгой Прокопьевой в 1999 году в Алматы. Установленный рядом со зданиями политехнического университета, на одноименной улице этот монумент первому геологу-казаху, создателю Академии наук и выдающемуся общественному деятелю стал событием в жизни республики рубежа веков. Автор показал не только тонкую душевную организацию, доброту и глубокий интеллект ученого, но и масштаб его личности в контексте времени и пространства. Монолит шагающей фигуры царит над окружением, привнося в колорит площади и перспективы гор, наплывающих с юга, дыхание вечного движения.
Обращенная лицом на запад светлая в своей открытости и устремленности вперед фигура Каныша Имантаевича словно обнимает собой весь мир, даря надежду и свет. Полагаю, что для студенчества, обретающегося в огромном количестве именно в этом районе Алматы, это – бесценный подарок.
Зная приверженность скульптора к классическим традициям скульптуры, его интерес к пластике и ваянию всех времен и народов, в образе Ахмета Байтурсынова, я открыла для себя нового Досмагамбетова. Памятник удивляет замедленностью ритмов. Вместо характерных динамических подвижных абрисов – тонко промоделированные формы, проработка каждой детали, фрагмента. Изящный барочный столик и фрачная тройка – атрибуты времени – конец XIX века, и знаки социальной принадлежности, – казахская интеллигенция той поры «экипировалась» согласно европейской моде. Унаследовав культуру предков, владея культурой русской и европейской, Ахмет Байтурсынов обладал незаурядным умом аналитика, был блестящим писателем, ученым, создателем казахского алфавита и стороннником латинской версии казахского письма. Понадобился почти целый век, чтобы его воззрения обрели значение постулатов, и казахская культура вернулась к истокам, за которыми – будущее. А в «прочтении» Досмагамбетова мы видим миг. Отрешенность и сосредоточенность героя в мгновение прозрения и вдохновения – состояние высшего духовного взлета.
В одной из бесед Тулеген Досмагамбетов сказал: «Пройдя путь пристального изучения скульптуры общемировой: статуарной египетской и своеобычной индийской, уравновешенно-сгармонированной древнегреческой и неповторимо «закодированной» пластикой инков, замечательно выразительной африканской, я пришел к выводу, что классика – понятие условное, а вся культура в классическую Европу пришла из Малой Азии, с Востока. И самое главное – достижения Европы рубежа XIX-XX веков мне очень дороги, но основные ценности открыл в пластике скифов и саков на последнем периоде изучения наследия, наследия казахов и древних тюрок. Вывод: через тысячелетия всех типов скульптур человечества пришел к единому стилю, стержневому для всех и этот стиль – моя загадка и секрет, наследство времен и народов».
Статья опубликована в №42, от 21.04.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Скульптура – память человечества".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!