Снятый в Казахстане приключенческий фильм о королеве пиратов стал одним из лидеров советского проката в 1986 году

Снятый в Казахстане приключенческий фильм о королеве пиратов стал одним из лидеров советского проката в 1986 году

В тот год художественный фильм «Тайны мадам Вонг» в кинотеатрах СССР посмотрели 30,1 млн зрителей.

Это позволило ему войти в пятерку самых успешных кинолент в прокате 1986 года. Но и после премьерного проката фильм не сошел с экранов – демонстрировался в кинотеатрах повторного фильма и на следующий год собрал практически такое же число зрителей.

История снятого на киностудии «Казахфильм» приключенческого фильма началась после оглушительного успеха остросюжетной киноленты «Пираты XX века», ставшей одной из самых кассовых за всю историю советского кино: в 1980 году фильм посмотрели 90 млн зрителей.

После такого триумфа Госкино СССР поспешило предложить автору сценария – кинорежиссеру Станиславу Говорухину написать продолжение, на что он с радостью согласился. В качестве главной героини он выбрал неуловимую королеву современных пиратов Мадам Вонг, которая не одно десятилетие находилось в розыске Интерпола.

Планировалось, что, так же, как и в «Пиратах XX века», главную роль исполнит Николай Еременко-младший, но популярный актер скептически относился к съемкам всевозможных продолжений и поэтому отказался.

Это была середина 1980-х, набирала обороты перестройка, был принят закон, который предусматривал переход госпредприятий на хозрасчет. Киностудии тоже должны были отныне самостоятельно зарабатывать деньги, по крайней мере стремиться к этому. Об этом много говорилось в специальных изданиях, в частности, в журнале «Искусство кино» подчеркивалось, что студии должны брать в производство сюжеты, которые бы обеспечивали большие кассовые сборы.

Именно тогда «Казахфильм» и обратил внимание на сценарий Станислава Говорухина, который носил рабочее название «Тайны королевы пиратов».

– Остросюжетная история отвечала запросам зрителей того поколения. Начали открываться границы, появлялись журналы с эффектными фотоснимками зарубежных звезд – Запад становился ближе, зрители хотели видеть меньше цензуры и больше захватывающих сюжетов со спецэффектами, другими передовыми на тот момент кинематографическими приемами, и в этом плане история о королеве пиратов мадам Вонг была перспективной, – отметил киновед, доктор PhD, доцент кафедры «История и теория кино» КазНАИ им. Т.К. Жургенова Баубек Нөгербек.

Поскольку Николай Еременко-младший отказался от участия в съемках, было принято решение не проводить никаких параллелей с фильмом «Пираты XX века» – сделать самостоятельную историю. И здесь «Казахфильм» использовал голливудский опыт работы над потенциальными блокбастерами и пригласил на главную роль не профессионального актера, а спортивную звезду, боксера, серебряного призера летних Олимпийских игр 1980 года Серика Конакбаева.

– К тому времени приглашение звезд спорта и эстрады в мировом кино, в особенности в Голливуде, было распространенной практикой: зрители шли в кино, чтобы посмотреть на своих кумиров, увидеть их в новом амплуа, поэтому такой «привет» Голливуду был безошибочным, – считает киновед.

Для постановки картины киностудия пригласила режиссера Степана Пучиняна, который в 1983 году снял успешный детективный фильм «Из жизни инспектора уголовного розыска» с Кириллом Лавровым и Леонидом Филатовым в главных ролях. Для съемок в картине о королеве пиратов он также пригласил звезд кино. Компанию Серику Конакбаеву составили Армен Джигарханян, Александр Абдулов, Марина Левтова, Евгений Жариков, Наталья Гвоздикова, популярные казахстанские актеры Ментай Утепбергенов, Олег Ли, известный артист балета и балетмейстер Булат Аюханов.

Впервые о том, что на «Казахфильме» снимают остросюжетный фильм, кино­зрители узнали из интервью с Ириной Мирошниченко, которую Степан Пучинян пригласил на главную женскую роль – мадам Вонг.

«По крупицам я собираю образ королевы пиратов, – делилась актриса в интервью журналу «Советский экран» в апреле 1986 года. – Хочется найти для моей мадам какие-то живые черточки, чтобы она выглядела более реальной».

В поисках образа актриса выделила для себя несколько отправных точек – стремление мадам Вонг повелевать и ее зависимость от своих сокровищ. Ее героиня не имела права давать слабину, она демонстрировала силу перед своими подельниками-мужчинами. «Как любая женщина, она ищет простого женского счастья, но, увы, все окружающие мужчины слабее ее», – констатировала Ирина Мирошниченко.

Вслед за материалом в «Советском экране» интервью о съемках фильма с режиссером Степаном Пучиняном было опубликовано в казахстанском журнале «Новый фильм».

«Если отбросить шпионские страсти, – говорил режиссер, – то это вполне человеческая история о том, как, несмотря ни на какие преграды, честные и порядочные люди, такие как герой Серика Конакбаева Булат – моряк корабля «Иван Бунин» и комиссар полиции Гонконга Томпсон в исполнении Армена Джигарханяна, находят друг друга и вместе борются со злом».

Режиссер подчеркивал, что актеры работают единой слаженной командой.

Наряду с профессионализмом звезд, занятых в фильме, он отметил работу дебютанта – Серика Конакбаева, воплощавшего образ советского супермена, вызволившего из пиратского плена внука комиссара полиции: «Он очень дисциплинирован, выполняет все задания, учится на ходу новому для себя делу».

По мнению киноведа Баубека Нөгербека, актерский дебют Серика Конакбаева выдался удачным:

– Он справился со своей ролью и был довольно убедительным – играл человека, в котором сочетаются ум, благородство и сила, то есть предстал настоящим положительным героем.
Фильм «Тайны мадам Вонг» вышел на экраны в год завершения съемок. Наряду с кинокартиной «Казахфильма» яркими киноработами 1986 года в советском прокате стали такие киноленты, как «Одиночное плавание» Михаила Туманишвили, «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии, «Курьер» Карена Шахназарова, «Бармен из «Золотого якоря» Виктора Живолуба, «По главной улице с оркестром» Петра Тодоровского.

– Сегодня фильм «Тайны мадам Вонг» – история казахстанского кино, по этой киноработе можно изучать эпоху, взгляд на западный мир советского поколения того времени. Фильм – свидетельство того, что наша киностудия всегда стремилась идти в ногу со временем, этот путь она продолжает и сегодня, – резюмировал Баубек Нөгербек.

Материал подготовлен при содействии Национальной библиотеки РК.

Статья опубликована в №100, от 21.08.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Сюжет на вес золота".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!