Солисты балетной труппы КазНТОБ им. Абая вернулись с престижного московского конкурса с наградами

Солисты балетной труппы КазНТОБ им. Абая вернулись с престижного московского конкурса с наградами
Фото предоставлены КазНТОБ имени Абая

На сцене Большого театра России прошел XIV Международный конкурс артистов балета. Конкурс проводится раз в четыре года, в этом году было подано 343 заявки из 33 стран мира.

Оценивало мастерство танцовщиков авторитетное жюри, в состав которого вошли ведущие деятели мирового балетного искусства. Бессменным председателем жюри конкурса с 1973 года является Юрий Григорович, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР. В этом году ему исполнилось 95 лет, поэтому нынешний конкурс посвящен юбилею Юрия Григоровича. В силу почтенного возраста он наблюдал за состязаниями артистов онлайн.

От КазНТОБ имени Абая в московском конкурсе приняли участие три артиста: Малика Ельчибаева, Богдан Вербовой и Каскырбай Ескали. Малика Ельчибаева завоевала вторую премию в номинации «Женщины, соло», а при том что первую премию жюри не стало никому присуждать, поэтому можно сказать, что наша балерина вернулась домой с победой. Богдан Вербовой стал дипломантом в номинации «Мужчины, соло». Каскырбай Ескали в конкурентной борьбе прошел практически все сложнейшие туры конкурса, однако взойти на пьедестал ему не удалось.

Впервые в жюри московского конкурса заседала народная артистка Республики Казахстан, художественный руководитель балетной труппы КазНТОБ имени Абая Гульжан Туткибаева.

– Как член жюри я сказала бы, что уровень участников XIV Международного конкурса артистов балета в Москве был достаточно высоким, – рассказала «Вечерке» Гульжан Туткибаева. – Здесь были представители разных стран. Мы прекрасно знаем, что русский балет – самый сильный в мире. На конкурсе были представлены самые лучшие российские театры: Большой, Мариинский, Перм­ский, Красно­ярский, Казанский и другие. Если говорить о наших участниках, то Малика Ельчибаева, Богдан Вербовой и Каскырбай Ескали смотрелись очень достойно.

Богдан стал дипломантом, следует отметить, что в номинации «Мужчины, соло» была достаточно сильная конкуренция. Малика Ельчибаева завоевала второе место. Проявив характер, она показала свою индивидуальность (что очень ценится на таких конкурсах), профессиональную школу и академизм исполнения. Все эти качества дали ей возможность стать призером знакового международного конкурса артистов балета, который был посвящен 95-летию мэтра мировой хореографии, великого балетмейстера Юрия Григоровича.

По словам Гульжан Туткибаевой, казахстанских танцоров не просто приглашают на этот конкурс, но очень ждут, потому что наши артисты всегда составляют хорошую конкуренцию остальным участникам.

Когда-то она сама участвовала в московском конкурсе.

– Когда я сидела в жюри, то вспоминала свое участие в VI Международном конкурсе артистов балета, – рассказывает она. – Мне кажется, мало что изменилось. Что было в этом конкурсе совсем по-другому? Здесь в третьем туре необходимо было исполнить хореографию Юрия Григоровича, поэтому он, конечно, отличается от других. Мы увидели много фрагментов и оригинальных авторских постановок Юрия Григоровича и спектакль, который он делал в своей редакции. Были представлены фрагменты из балетов «Каменный цветок», «Спартак», «Легенда о любви», «Раймонда», «Золотой век». Все вызывало огромный интерес, так как можно было сравнивать выступления всех участников, увидеть, кто более ярок, индивидуален в подаче этих образов.

Малика Ельчибаева и Богдан Вербовой – оба выпускники Алматинского хореографического училища имени Александра Селезнева, оба окончили учебу с отличием: Малика – в 2017 году, Богдан – в 2020-м.

Сейчас Малике 23 года, и она с теплотой и благодарностью вспоминает своих педагогов.

– Они дали мне хорошую базу и каждый из них внес свою лепту в мое становление, – говорит Малика Ельчибаева.

В том же 2017 году Гульжан Туткибаева пригласила ее в труппу театра в качестве ведущей балерины.

– Артист всегда волнуется, но на исторической сцене Большого театра у меня волнение было вдвойне, – делится Малика, – особенно в первом туре. Сцена в два раза больше нашей, но в плане размера у меня проблем не было, потому что я балерина немаленького роста (смеется). Но были сложности с тем, что там покатый пол, поэтому приходилось привыкать за такое короткое время, но уже ближе к третьему туру сцена стала родной.

Артист должен иметь стальные нервы, выдержку, для того чтобы выйти на сцену и показать тот результат, ради которого он работал в зале с педагогом, репетировал с утра до ночи, считает балерина.

– Это самое главное – выйти и показать результат. Надо верить, что все будет хорошо, и помнить, что говорил педагог, учитывать все ошибки. Как говорила мой учитель Людмила Ли, сердце должно быть горячим, а ум – холодным. Я человек самокритичный, к себе очень строго отношусь, и очень благодарна Гульжан Усамбековне за то, что она поверила в меня и придала уверенности в том, что все будет хорошо.

В репертуаре Малики Ельчибаевой около 15 ведущих партий, она практически станцевала весь репертуар КазНТОБ имени Абая. Мечтает исполнить партию Китри в балете «Дон Кихот» и Жизель.

На днях на премьере балета Тимура Мынбаева «Фрески» Малика Ельчибаева представила свою новую партию – Шамхат, жрицы храма Ишторе. 19-летний Богдан Вербовой в этом спектакле станцевал партию Кене-Сары.

– Предложение участвовать в XIV Международном конкурсе артистов балета мне поступило от Гульжан Туткибаевой, – рассказывает Богдан Вербовой, – я сразу согласился, не раздумывая, потому что это хорошая возможность показать себя мэтрам хореографии, станцевать на сцене Большого театра, это богатый опыт. Номера, которые я подготовил, были не совсем репертуарные, потому что на сцене нашего театра в качестве артиста я танцевал только вариацию Голубой птицы из балета «Спящая красавица». Остальные вариации танцевал во время учебы в училище, но в третьем туре конкурса я исполнил вариацию Бориса из балета «Золотой век» в хореографии Юрия Григоровича. Совершенно новая для меня хореография, потому что этот балет у нас не идет, и я вообще о нем, если честно, не слышал. Танцевать эту вариацию было большой честью, потому что постановки Юрия Николаевича Григоровича для меня являются эталоном классической хореографии.

По словам Богдана, московский конкурс называют балетной олимпиадой, поэтому для успешного выступления нужно уметь контролировать свои эмоции и психологическое состояние.

– Даже когда что-то получается хорошо, хочется это сделать еще лучше, потому что в нашей профессии идеально не бывает, – говорит артист. – Так сказал мой педагог Александр Николаевич Медведев, и я полностью с ним согласен.

– Для участия в конкурсе нужен особый подход, необходима серьезная физическая подготовка и психологический настрой, – в свою очередь говорит художественный руководитель балетной труппы театра Гульжан Туткибаева. – Для любого артиста участие в конкурсе означает поверить в себя, раскрыть свои новые возможности, идти дальше и развиваться.

Конечно, я хотела бы пожелать ребятам, чтобы они достигали еще больших высот, чтобы у них было больше главных партий, в которых они искали бы новые краски в своих образах, чтобы они были индивидуальны, неповторимы, вот что очень ценно. И чтобы зритель запомнил это, и оно осталось эксклюзивом.

Статья опубликована в  №73-74, от 28.06.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Балетная олимпиада".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!