Спектакль-памфлет по знаменитой пьесе Евгения Шварца поставили в Алматы

Свежий взгляд на классику продемонстрировала команда во главе с режиссером Елизаветой Высочиной-Флах

Фото Кайрата КОНУСПАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА

Благодаря им пьеса «Дракон» превратилась в социальный спектакль «Шах и мат», обнажающий проблемы казахстанского общества, в числе которых коррупция, лицемерие, алчность. По сюжету, в некий город, которым руководит господин бургомистр, приезжает рыцарь Ланцелот. Беседуя с людьми, он выясняет, что городу угрожает дракон, который регулярно собирает с людей дань. Впрочем, к этому уже все привыкли, и дракон уже стал какимто своим. Однако смелый Ланцелот хочет избавить жителей от проблем и надеется победить дракона, даже если его об этом никто не просил…

На сцене всего три героя – Дракон в исполнении Сергея Червякова, Бургомистр, которого играет Константин Козлов, и Петр Эзау в образе Ланцелота. Смело можно сказать, что трио сложилось, а самым ярким его участником стал Константин Козлов, ведь именно Бургомистр, а вовсе не Дракон – главная фигура этой истории. Именно он произносит ключевые фразы, которые показывают, что само общество не очень хочет меняться, хотя и надеется стать другим, но в результате ходит по замкнутому кругу. И никакой герой его в этом случае не спасет, даже если очень хочет избавить город от Дракона. Впрочем, помимо трех актеров в спектакле есть еще герои – например, это жители в виде бумажных кукол, которых Бургомистр дергает за ниточки.

В итоге зрители становятся свидетелями трагифарса, все герои которого узнаваемы, как и обстоятельства, в которых они оказались.

– Мы сознательно убрали из спектакля любовную линию, которая есть в пьесе Шварца, чтобы ничто не отвлекало от главного – социальной идеи спектакля, – говорит режиссер.

 

– Мы хотим показать, что все проблемы не снаружи, а внутри нас, а убить своего, так сказать, домашнего дракона бывает гораздо сложнее. Очень важно, чтобы зритель не распылял внимание на несущественные вещи, а все-таки дошел до сути того, что мы хотим сказать. Очень важно, чтобы нас услышали.

Премьерные показы спектакля «Шах и мат» состоялись на площадке независимого экспериментального театра Art-убежище Bunker, хотя спектакль не их.

– Мы просто предоставили площадку нашим коллегам, однако приняли это решение не просто так, – говорит основатель театра Ксения Драчукова. 

– Дело в том, что я давно хотела, чтобы в репертуаре именно нашего театра появился спектакль по пьесе «Дракон», даже были попытки его поставить, но каждый раз что-то не складывалось, а тут у коллег все получилось, и появилась возможность показать их работу на нашей площадке, чему я искренне рада.

В течение полутора часов на сцене разворачивается история, за которой внимательно следят зрители. Еще бы, ведь в героях они узнают себя и собственную реальность. При этом финал вовсе не выглядит обнадеживающим. Скорее говорит о том, что внутреннего дракона не победит никакой пришлый герой. Даже самый смелый, если со своим утренним демоном давно смирились сами люди, которые готовы его не только кормить, но и уважать. При таких обстоятельствах самый смелый герой рискует проиграть и стать частью системы. Коррупция, которую поддерживает общество, может сломать даже самых сильных личностей, готовых выступить против нее. Однако это не значит, что не надо пытаться…

Автор Елена СОКОЛОВА

Статья опубликована в №85 от 18.07.2023 газеты «Вечерний Алматы» в рубрике «Как убить дракона». 

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 2
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 439.43  473.31  4.82
Алматы 15.1°