Судьба быть железнодорожником

30 апреля Амангельды Омарову, президенту Казахского университета путей сообщения, исполнилось 80 лет.

Он – наследник династии, родился в городе Балхаше Карагандинской области в семье железнодорожника. Отец Омаров Жумагали (1902–1975) являлся заслуженным строителем Казахской ССР, почетным железнодорожником, кавалером орденов Ленина и Дружбы народов, был строителем Турксиба, начальником Управления Туркестано-Сибирской железной дороги, главным инженером Казахской железной дороги, а с 1969 по 1975 г. директором Алматинского филиала Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта. Так что ответ на вопрос: кем быть, для Амангельды с детства был однозначным – продолжать дело отца.

В 1966 году после окончания Ново­сибирского института инженеров железнодорожного транспорта по специальности «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» молодой выпускник становится бригадиром, а затем старшим мастером Арысской дистанции пути Казахской железной дороги. Затем в течение пяти лет трудился на Карагандинской дистанции пути дорожным мастером, старшим дорожным мастером.

По настоянию отца, который мог бы пристроить сына в любое теплое местечко в системе казахских железных дорог, Амангельды проходит через все низшие ступени практического инженера. И этот опыт принес свои положительные результаты, в том числе и в карьерном росте. 

Инженерное мышление, инициатива и творческий подход к работе в выполнении поставленных задач были оценены руководством вновь созданной Целинной железной дороги. В июле 1977 года Амангельды Джумагалиевича назначают сначала начальником отдела пути, затем заместителем начальника Карагандинского отделения по пути и строительству, главным инженером Карагандинского отделения. 

И здесь уже обретший опыт и профессио­нализм руководитель талантливо организует рабочий процесс, деятельность дистанций пути, путевых машинных станций по обеспечению содержания и ремонта пути на одном из самых напряженных участков основного хода Анар – Караганда – Моинты.

С 1983 года Амангельды Джумагалиевич – на Алма-атинской магистрали. Им, заместителем начальника дороги, была подготовлена и реализована обширная программа коренной модернизации магистрали. Были  реконструированы и расширены практически все локомотивные депо, большое развитие получило путевое хозяйство на всех крупных узлах и станциях с модернизацией устройств СЦБ. Электрифицировано направлние Моинты – Чу и начаты работы со стороны станции Ченгельды. 

В трудные перестроечные годы он явился одним из организаторов проектирования и восстановления железнодорожной магистрали через переход Актогай – Дружба – Алашанькоу. В течение 1988–1990 годов, находясь безвыездно на участке Актогай – Дружба и на приграничной станции, привлекая людей со всей дороги, он проводил работы по восстановлению путевого хозяйства, разрушенных зданий и сооружений. Тысячи людей работали на участке. Лично занимался расстановкой людей на объектах, контролировал обеспечение материалами и оплату выполненных работ. Не жалел времени и сил для создания рабочим бытовых условий. Наряду с другими транспортными стройками эта магистраль вошла в летопись трудовых свершений Республики Казахстан как сбывшаяся мечта народов Казахстана и Китая.

В 1991 году Амангельды Омаров был назначен начальником Алма-атинской дороги. И здесь с его приходом началась энергичная работа по внедрению в производство всего нового и передового. Сейчас не хватит газетной полосы, чтобы хотя бы телеграфно перечислить все те инновации, внедренные стратегически мыслящим руководителем. В то же время следует помнить, что именно на его долю выпали самые сложнейшие годы страны – начальный период суверенного развития и перехода к рыночным условиям.

Решая большие производственные задачи, начальник Алма-атинской железной дороги не оставляет без внимания и социальную сферу. В этот период были построены сотни тысяч квадратных метров жилой площади, ряд школ, детских садов и яслей. Построена водопроводная сеть для обеспечения питьевой водой огромного участка Агадырь – Жарык – Балхаш – Саяк – Актогай, а также на станции Ченгельды.

Как железнодорожник с большой практикой и ученый Амангельды Омаров обобщает исследования отечественных и зарубежных представителей науки, рассматривает новые подходы к устройству и проектированию рельсовой колеи, автоматизации и технологии производства путевых работ, теоретически обосновывает вопросы долговечности железнодорожных рельсов, обеспечения надежности их работы, прогнозирования расстройств рельсовой колеи на стрелочных переводах, методики оптимизации параметров бесстыкового пути.

Им опубликовано более двухсот научных статей, двадцати монографий, получено шесть авторских свидетельств.

С образованием Республиканского государственного предприятия «Қазахстан­теміржолы» Амангельды Омаров был назначен первым заместителем генерального директора. Затем в июле 1997 года был назначен ректором Казахской академии транспорта и коммуникаций (КазАТК).

Кому еще, как не ему, возглавлять ведущее высшее учебное заведение для будущих железнодорожников высшего звена? Он сам всю жизнь учится, становится доктором технических наук, к тому же призывает подчиненных. Его авторитет незыблем и прочен. Амангельды Джумагалиевич избирается председателем диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по двум специальностям: «железнодорожный путь, изыскания и проектирование дорог» и «проектирование и строительство автомобильных дорог, аэродромов, мостов и тоннелей».

Его инженерная, научная, педагогическая и общественная деятельность получила высокую оценку. За значительный вклад в развитие транспортно-коммуникационного комплекса страны, расширение международных связей в области железнодорожного транспорта ему присвоено звание заслуженного работника транспорта Республики Казахстан, он награжден медалью «За доблестный труд», Знаком «Почетному железнодорожнику», избран действительным членом Международной академии информации, является академиком Международной академии транспорта, а также удостоен знака «Почетный работник образования Республики Казахстан».

Венцом его деятельности становится организация в 2000 году Казахского университета путей сообщения, который он возглавляет с 2003 года. 

Как и положено в юбилейном материале, отметим, что Амангельды Джумагалиевич прекрасный семьянин, любящий отец и дедушка. Супруга юбиляра Карима Абилкасовна – бухгалтер-экономист, она всегда, как и муж, в работе. Дочери Ботагоз и Гульмира унаследовали от отца и деда любовь к наукам, они кандидаты экономических наук, доктора философии PhD.

Быть и внукам достойными продолжателями семейной традиции – работать на благо страны и народа.

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 1
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 448.81  476.82  4.77
Алматы 12°