Так похожи на людей

Так похожи на людей

В Алматы есть настоящий замок, в котором живут уникальные куклы.



Хозяйкой этого замка является художник-иллюстратор, дизайнер, художник по костюмам, мастер по изготовлению кукол Гульфарида Джаниярова. Она первой среди казахстанских художников стала членом Международного объединения авторов кукол. Неоднократно принимала участие в международных салонах кукол в Москве. Ее авторский проект «Куклы Казахстана» был отмечен дипломом и грамотой за высокое мастерство исполнения.

– Любой художник должен жить так, как он мечтал жить в детстве. Будучи маленькой, я всегда мечтала жить в замке. Ведь замки притягивают свой сказочностью, таинственностью. И моя мечта сбылась. Именно в форме замка я построила свою мастерскую, – рассказывает художница.

Внутри мастерской не менее сказочная атмосфера. В глаза бросается множество кукол в самых разнообразных удивительных нарядах. Стены украшены рисунками и картинами. Очень творчески и по-своему уютно. Здесь мастерица проводит большую часть своего времени, ведь создание кукол – процесс трудоемкий и кропотливый. Порой на рождение одного персонажа от идеи до воплощения уходит не один месяц.



– Сколько помню себя, я с детства постоянно занималась куклами. Куклы для меня не просто хобби – это уже часть жизни. Моя мама профессиональная швея. Она шила изумительные вещи, особенно часто работала над созданием верхней одежды. Я любила наблюдать за работой матери и впитывала ее мастерство, старалась научиться шить так же. Бывало, мама строчит пальто, а я сижу рядом и из лоскутков создаю такое же на маленького пупса, – вспоминает Гульфарида Сайндиловна.

Неудивительно, что связать свою жизнь она решила с искусством, и поступила на отделение живописи Алматинского художественного училища. Там к ее интересам добавился еще один вид творческого самовыражения – лепка.

– Я училась на живописца, и сопутствующим предметом была скульптурная лепка. Поначалу мне очень не нравился этот предмет. Казалось, что в помещении сыро и холодно, и я старалась всячески избегать посещения этого урока. А сейчас очень благодарна учителям, которые настоятельно рекомендовали развиваться не в одном направлении, а осваивать разные виды искусства. В итоге лепка мне полюбилась, и сейчас очень пригождается в моем увлечении куклами. Ведь когда изготавливаешь кукол, нужно быть и художником, и скульптором, и дизайнером, и швеей, и даже сапожником.

В живописи Гульфариду называют «наивным детским реалистом», и на это художница не обижается. Напротив, считает, что, лишь сохранив детскую искренность и непосредственную влюбленность в мир, можно создавать добрые и сказочные персонажи.

– Я делаю не игровые куклы. Каждый из персонажей несет какое-то свое настроение, имеет свой характер. Люблю также создавать кукол исторических личностей. Одна из моих любимых – Конфуций, мастер мудрых советов. Я много прочла о нем, прежде чем приступить к работе. Нужно было изучить историю китайских костюмов того времени, постараться передать нрав и глубину взгляда философа. Я очень уважаю этого великого мудреца, – рассказывает рукодельница.

Также она создала образы-портреты Чингисхана, Ивана Грозного и Петра I. Всего коллекция авторских кукол насчитывает более 200 экземпляров. Своих «подопечных» художница создает в единственном экземпляре и не повторяет. Изготавливает куклы собственноручно: все – от туфелек до ресничек – Гульфарида мастерит сама. Для создания уникальных образов использует дорогие ткани, натуральный мех, стразы, золотые нити и даже полудрагоценные камни. На протяжении всей истории человечества куклы играли важную роль в магико-обрядовом церемониале, в театральных постановках, в качестве игрушек для детей. Сегодня кукла стала произведением искусства и модным предметом коллекционирования. Выставки авторских кукол проводятся на высоком международном уровне. Авторские куклы Гульфариды по праву называют произведениями искусства, где каждый персонаж со своей историей. Причем, как оказалось, кукол, как и живопись, можно подразделить на множество жанров.

К примеру, «Красавица-монголка», «Беркутчи», «Кукла-испанка», «Гейша» – это интерьерные куклы; «Конфуций», «Махмуд Кашгари» – относятся к портретным куклам. А «Шахматные королева и король» или «Вишенка» – это фантазийные работы.

Среди ростовых кукол мы с легкостью узнаем героев любимых сказок, мифов и известных личностей разных эпох и народов.

Принцессы в бальных нарядах, циркачи и клоуны, короли и шуты. Особо внимательно автор относится к национальному костюму разных этнических групп, детально прорабатывая облик каждого представителя. Но главное в куклах, по мнению художника, это лица – их мимика, взгляд, улыбка, которые передают чувства героя.

Гульфарида Джаниярова поистине универсальный художник. Она успешно реализует свои замыслы в живописи, вышивке, создании костюмов – является автором костюмов звезд казахстанской эстрады, а также создала немало театральных костюмов для актеров отечественных театров.

– С 1971 года занималась изучением истории костюма XVIII–XIX веков и мечтала стать художником по костюму. В выборе творческих ориентиров важную роль сыграло сотрудничество с театрами. В Казахском государственном академическом театре драмы имени М. Ауэзова для спектакля «Последние дни Абылай хана» выполнила эскизы ханского костюма. Чтобы костюм был более достоверным, необходимо было ознакомиться с исторической эпохой, найти зарисовки и фотографии старинных костюмов казахской кочевой знати. Создание каждого нового художественного образа требует времени и серьезных усилий, – делится мастер.

Сейчас она занимается еще и оформлением книг. Недавно закончила работать над иллюстрациями к красочной серии «Притчи Шелкового пути».

– Прежде чем создать иллюстрацию к книге, в первую очередь нужно ее прочитать и вникнуть, прочувствовать героев и события. Потом уже применяются технические тонкости создания рисунков. Но самое главное, чтобы читатель, взяв в руки эту книгу и посмотрев на иллюстрации, захотел ее прочитать, – говорит художница.



В живописи ее излюбленные жанры – пейзаж и натюрморт, передающие радость жизни и оптимистическое настроение. Декоративный и отчасти наивный стиль автора проявляется в идеализированном решении образов, насыщенном колорите и тщательной проработке деталей.

– Работы у меня разные. Люблю рисовать цветы, их у меня много. Есть пара полотен философских. К примеру, картина «Радуга», на которой бабушка-волшебница прядет пряжу для радуги…

В ближайшем времени Гуль­фарида Джаниярова готовится к новой выставке, которая объединит все грани ее творчества.