Теплое искусство: в Алматы прошел международный фестиваль войлока 

Теплое искусство: в Алматы прошел международный фестиваль войлока 
Фото: Кайрат Конуспаев

Этот удивительный материал занимает важное место в истории декоративно-прикладного искусства нашей страны.

Из него шьют одежду, делают различные игрушки и сувениры многие мастерицы. Впрочем, работают с войлоком не только в нашей стране, но и во многих других. Еще одним доказательством этому стало то, что в Алматы съехались гости из разных стран мира, чтобы не только рассказать об особенностях работы с материалом и популярности войлока в своих странах, но и продемонстрировать работы.

Главной площадкой международного фестиваля стал Государственный музей искусств имени Кастеева. Здесь мастера не только делились опытом, но и представили свои работы, которые мог увидеть каждый желающий. Причем некоторые посвятили свои работы Алматы. 

Одной из самых известных участниц события среди мастериц по работе с войлоком стала американка Дженис Арнольд. Она пересекла океан ради того, чтобы лично познакомиться с мастерицами из Казахстана, узнать, как с войлоком работают в нашей стране, а также рассказать о своей многолетней работе с этим материалом. Кстати, Дженис Арнольд привезла с собой несколько работ, чтобы продемонстрировать все наглядно. Кроме того, приехав в Алматы и вдохновившись нашей живописной природой, она создала инсталляцию, посвященную городу. Произведение называется «Пещера воспоминаний» и состоит из 18 нетканых полотен.

– Когда я только прилетела в Алматы, был рассвет и солнце освещало величественные горные вершины. Красота этого пейзажа заворожила меня и мне захотелось отразить ее в своей работе. Если вы присмотритесь, то увидите, что во всех полотнах присутствует тонкая голубая нить. Это река, хрустальная вода, бегущая с гор. Я собрала камни у подножья и дополнила инсталляцию.

Представили свои работы и другие мастера, ведь с войлоком работают во многих странах. Так, можно было увидеть произведения, созданные рукодельницами, приехавшими из Турции или Венгрии, узнать, как используют войлок в этих странах. И все же произведения именно казахстанских мастеров занимают особое место. 

– Дело в том, что для казахов войлок имеет еще и огромное сакральное значение, – говорит председатель Союза ремесленников Казахстана Айжан Беккулова. – Если оглянуться назад и вспомнить историю, то становится понятно, что войлок сопровождал кочевника с рождения. Например, появившегося на свет малыша укутывали в войлочную пеленку. Юрту снаружи покрывали плотной кошмой, а внутри украшали традиционными коврами – текеметами и сырмаками. Провозглашая нового правителя, поднимали его высоко над землей на белом войлоке, что было символом мудрости и чистоты. 

При этом, как отметили участники фестиваля, техника работы с войлоком во многих странах практически одинаковая, но при этом везде есть свои нюансы. Так, например, в одних странах войлок получают из шерсти овцы, в других – из верблюжьей, в Казахстане шерсть разглаживают вручную, а в Турции используют специально предназначенный для этих целей гребень. Любопытно, что в казахской культуре работа с войлоком считается женской, а, например, в Иране или Турции этим занимаются исключительно мужчины.

– Фестиваль стал действительно значимым событием не только для ремесленников, которые работают с войлоком, но и для всего города. Развивать это мастерство очень важно, ведь войлок – часть истории нашего декоративно-прикладного искусства.

Зрелищным событием стал показ мод, и, конечно же, всю одежду дизайнеры создали из войлока, продемонстрировав возможности этого материала.

Кроме того, в рамках международного фестиваля прошло множество семинаров и мастер-классов.

Статья опубликована в  №135, от 15.11.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Тёплое искусство".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!