Травма на всю жизнь: алматинский психолог рассказала о причинах травли в школах

Травма на всю жизнь: алматинский психолог рассказала о причинах травли в школах
Источник фото: vecher.kz

Каждый ребенок в нашей стране должен чувствовать себя защищенным

В своем Послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев провозгласил 2022-й Годом детей. Он призвал проводить по стране мероприятия, которые пропагандируют безопасность и благополучие детей – в наше время общество жестоко относится к слабым и беззащитным.

Поддерживая идеи, озвученные Главой государства, «Вечёрка» поговорила со специалистом о буллинге среди детей школьного возраста. На вопросы корреспондента нашей газеты ответила Ирина Витовтова, психолог городской гимназии №35.

– Как часто вы сталкиваетесь с буллингом?
– Проблема буллинга стояла и будет стоять среди подростков. И не только среди подростков – также имеют место издевательства учителей над учениками и наоборот. Буллинг может быть разным: психологическим, когда устраивают бойкоты, пытаются отстранить от коллектива, физическим, экономическим (когда у ребенка отбирают деньги, телефон, личные вещи). Это тоже издевательства, которые ребенку сложно пережить. 

– Как в ситуации буллинга действовать родителям?
– Чаще всего родители не знают о травле, которую переживает ребенок. Если буллинг происходит в школе, то в первую очередь должно быть наблюдение от учителей, которые напрямую взаимодействуют с ребенком. Даже психолог не всегда может увидеть травлю – мы не присутствуем на уроках, встречаемся с детьми периодически. А классный руководитель видит, кто из детей подвергается прессингу со стороны одноклассников. Первый звонок должен идти от классного руководителя или от учителя-предметника. Они обязаны донести проблему до сведения школьного психолога. Соответственно психолог оценивает ситуацию – нужно ли ставить в известность родителей или можно решить проблему самим. Но если ситуация серьезная, то, разумеется, родителей необходимо ставить в известность. Родителям нужно работать с классным руководителем, психологом или прибегать к закону. В нашей стране закон должен стоять на стороне ребенка и защищать его права.

– Почему вообще дети издеваются друг над другом? 
– Мы все вышли из природы, из животного мира. Человек не сильно отличается от животного. Как и в любой стае, среди людского коллектива есть вожак, лидер, его помощники, наблюдатели и сама жертва – это целая схема. Лидеру нужно показать свое превосходство, свою силу. Жертву они выбирают слабую по различным аспектам – психологическим, физическим, эмоциональным. Если задуматься, то мы подвержены агрессии с самого детства. Вот играют дети в песочнице, кто-то насыпал песок на голову своему другу, а родитель говорит пострадавшему, чтобы дал сдачи обидчику. И это работает. Многие родители по сей день говорят так. Иногда это может помочь решить проблему буллинга, а порой схема меняется и жертва становится агрессором, запустив процесс нового издевательства.

– А возможно ли забуллить самого лидера?
– Забуллить лидера значительно сложнее. У него есть такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе. Я не исключаю возможности, что над ним могут издеваться. Но лидерские качества помогут ему в этой ситуации. Для него пережить давление будет не так сложно. Слабый ребенок более подвержен стрессу.

– Кто чаще подвергается травле: мальчики или девочки?
– По гендерному различию неважно жертва мальчик или девочка, они подвержены издевательствам одинаково. Дети могут забуллить ребенка по самым разным причинам: из-за чрезмерного внимания противоположного пола, из зависти к успеху, из-за того, что ребенок не такой, как все. Бывают случаи, когда в классе все дети из среднестатистической семьи, а у новенького айфон в кармане, или же, наоборот, у ребенка старая потрепанная одежда, а учится он в классе обеспеченных ребят. Такие моменты также вызывают переполох. В XXI веке даже религия может стать причиной давления. Немало ситуаций, когда близкий друг может стать агрессором и издеваться над своим товарищем. Взрослый человек может дать оценку ситуации, а мы ведь говорим о детях – у них все гораздо сложнее. Ребенок поссорился с кем-то, его обидели, обида растет, а прощать он не умеет. 

– Как ребенку противостоять издевательствам и давлению?
– Противостоять самостоятельно достаточно сложно. В первую очередь должны помогать учителя, взрослые. Если ребенок слабоват, то без их помощи не обойтись. Должен быть толчок извне – если не взрослый, так старшеклассник, уважаемое лицо в классе. Например, в нашей школе есть группа детей, они имеют авторитет. Они помогают младшим детям решать проблемы на стадии конфликта. Конфликт решить можно. Буллинг, который сопровождается физическим или другим давлением, нужно решать с вмешательством специалиста. Если не может справиться психолог, то приходится обращаться к инспектору по делам несовершеннолетних. 

– К каким деструктивным последствиям могут привести издевательства в школах? 
– Буллинг врезается в память, даже если он незначительный. Я, например, до сих пор помню случаи издевательства в школе по отношению ко мне. Последствиями буллинга может стать стеснение, замыкание в себе. Травля – это психологическая травма, она остается на всю жизнь. Даже если ребенок становится свидетелем, и в тот момент у него нет смелости заступиться за жертву, потом он переживает и винит себя. Все эти последствия оставляют глубокий отпечаток в душе как у жертвы, так и у простого свидетеля. Это просто так не проходит, это надо пережить. Самый страшный итог, к которому может привести буллинг, – это суицид. В престижных школах Казахстана были случаи суицида после издевательств, но следствие обычно не раскрывает подробностей.

– Как в нашей стране решают проблему издевательств в школе?
– Недавно в Нур-Султане прошла презентация проекта «Фокус прав человека, женщин и детей», тема была посвящена буллингу. Общественное объединение «Қадір-қасиет» и USAID вложились в этот проект с целью психологического просвещения детей, чтобы именно в школах дети знали, куда обратиться за помощью, если они столкнулись с издевательствами, травлей. Раньше мы, учителя и психологи, занимались такими вопросами самостоятельно. Сейчас же для безопасности наших детей привлекается помощь крупных общественных объединений и компаний. 

– Куда могут обратиться школьники за помощью?
– Есть телефон доверия – 150, каждый ребенок в школе знает о нем. Также в каждой школе есть ящики, куда дети могут бросать анонимные письма. 

– Какие советы вы можете дать родителям?
– Первый и самый главный совет – больше разговаривать с ребенком, строить более доверительные отношения, наблюдать за ним. Если ребенок отстраняется, не выходит из комнаты, то это уже первый звоночек. Нужно стать другом своему ребенку, проводить с ним больше времени, предотвратить отстранение. Если родитель сумел стать товарищем своему чаду, то и секретов между ними не будет. Также нужно развить в ребенке уверенность в себе, но в меру – чтобы тот любил себя здоровой любовью.

Бывает, родители перебарщивают – постоянно говорят своим детям, что они самые лучшие и неприкосновенные. При этом взрослые часто забывают о том, что их дети живут в социуме. У каждого человека есть право и каждый человек свободен. Свобода заканчивается там, где начинается право. Я часто называю это «свободой на уровне протянутой руки» – если ты дотянулся до другого человека, то ты нарушил его право и его свободу. 

Каждый ребенок в нашей стране должен чувствовать себя защищенным, поэтому не стоит закрывать глаза на случаи издевательств, даже если агрессор – близкий человек. Если ребенок столкнулся с травлей или другими проблемами в школе, то он имеет полное право обратиться к школьному психологу, который обязан выслушать и помочь ребенку. Если же школьник желает сделать это анонимно, он может воспользоваться урной для анонимных обращений – такие стоят в каждой школе. По любым жалобам и обращениям можно позвонить по телефонам доверия. 150 – телефон доверия для детей и подростков. 111 – телефон доверия для детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, 1303 – телефон доверия, по которому можно получить психологическую помощь от квалифицированных специалистов.

Материал опубликован в  №95, от 18.08.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Травма на всю жизнь".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!