Трио «Ренессанс», созданное Ашимом Унайбековым, дало концерты в Алматы, Караганде и Астане

Название «Ренессанс» трио получило, потому что его создатель старался возрождать для публики забытые музыкальные шедевры и имена их авторов. 

В конце 2019 года солист Казахской государственной филармонии имени Жамбыла Ашим Унайбеков, незадолго до своей трагической гибели, создал трио, в которое вошли пианист Аскар Кульшарипов, с которым много раз выступал в дуэте, и виолончелист Эльдар Айтбеков – выпускник магистратуры консерватории имени Курмангазы. 

Ашим Унайбеков постоянно был в творческом поиске, он никогда не старался угодить публике, играя самые популярные произведения, а, напротив, находил редко исполняемую, незаслуженно забытую музыку барокко, классицизма, романтизма и других эпох.

Родился Ашим в известной музыкальной семье – скрипача, дирижера, педагога Габдула Унайбекова и музыковеда, члена Союза композиторов РК Ляйли Мухамеджановой. Его дедом был выдающийся казахский композитор – народный артист СССР Сыдык Мухамеджанов, автор опер, кантат, ораторий, множества симфонических произведений, песен, романсов, саундтреков к фильмам, его столетие будет отмечаться в следующем году. Ашим унаследовал от знаменитого деда его творческие способности и тоже стал сочинять музыку. К сожалению, произведения скрипача очень редко звучали со сцены, наверное, администрация концертных залов считала, что автор еще молод, чтобы знакомить публику с его музыкой...

15 декабря 2019 года аким Алматы Бакытжан Сагинтаев подписал приказ о создании трио, идейным вдохновителем и художественным руководителем которого был Ашим Унайбеков. Трио получило название «Ренессанс», потому что Ашим старался возрождать для публики забытые музыкальные шедевры и имена их авторов, являясь первопроходцем в этом направлении.

Ребята готовились дать свой первый концерт в 2020 году, но нагрянувшая пандемия помешала их планам. На 25 февраля 2021 года в филармонии имени Жамбыла был назначен концерт Ашима и пианиста Кульшарипова, где они должны были играть музыку Шуберта, Годара, Паганини, Дворжака и других, но этому не суждено было сбыться. 12 февраля внезапно оборвалась жизнь Ашима, он погиб в горах, попав в снежный шторм… Концерт 25 февраля обернулся в вечер памяти молодого скрипача.

Год спустя родители Ашима Габдул Унайбеков и Ляйля Мухамеджанова решили возродить детище сына и пригласили в трио известного скрипача, солиста филармонии имени Жамбыла Еркебулана Сапарбаева

– Мы с Ашимом постоянно давали концерты вместе, – рассказывает пианист Аскар Кульшарипов, – а потом у него возникла идея: давайте трио создадим, сделаем долгосрочный проект. Мы пригласили Эльдара и начали репетировать, готовили программу, но потом случилась пандемия, а в феврале 2021 года должны были играть концерт, но за несколько дней произошла трагедия с Ашимом. Он был идейным вдохновителем нашего проекта, поэтому мы думали, что без него трио не будет существовать. Но Ляйля-тате и Габдул-ага проявили настойчивость в возрождении проекта, и когда мы узнали, что с нами будет играть один из лучших скрипачей страны, начали репетировать.

Еркебулан является важным звеном нашего трио в силу своего опыта, он учился у именитых мастеров, много выступает и делится с нами своими знаниями, а мы впитываем их, как губка.
Презентация трио «Ренессанс» состоялась в апреле 2022 года в Алматы, а в июне – в Астане. В концертной программе «Магия трех инструментов» музыканты исполнили фортепианные трио Гайдна и Шумана, а также фантазию для фортепианного трио до минор английского композитора Фрэнка Бриджа.

– Ашим готовился играть эту программу, но не успел, – говорит Габдул Унайбеков, ставший художественным руководителем трио. – 16 апреля 2022 года ребята сыграли в филармонии эту программу, единственное, мы добавили Бриджа, у Ашима были готовые ноты. 

Вторая программа, стартовавшая недавно в Алматы и продолжившаяся в Караганде и Астане, вся состояла из первых трио Людвига ван Бетховена, Иоганнеса Брамса и Дмитрия Шостаковича. В Алматы концерт давали в малом зале консерватории имени Курмангазы, который прошел при полном аншлаге. Мест в зале всем желающим послушать камерную музыку великих симфонистов не хватило, и многим зрителям пришлось стоять, в том числе и нам. Интерес публики к программе и проекту стал доказательством того, что дело Ашима живет, а его имя не будет забыто.

– Программа интересна тем, что все эти трио – практически маленькие симфонии, – сказал по завершении вечера Габдул Унайбеков. – Это отражает само ее название – «Камерная музыка великих симфонистов». Композиторы были совсем молодые и сочиняли произведения в начале своего творческого пути. Участники трио, конечно, молодцы, ими проделана большая работа, ансамбль получился отличный.

Статья опубликована в №20, от 09.02.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Возрождение имён".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 443.37  474.49  4.83
Алматы 16°