Творчество Иосифа Будневича стало летописью казахстанской независимости

Творчество Иосифа Будневича стало летописью казахстанской независимости
Фото предоставлены семьей Иосифа Будневича

Встреча, посвященная памяти личного фотографа Первого Президента РК, заслуженного работника культуры, кавалера ордена «Құрмет», академика Академии журналистики Иосифа Будневича, была приурочена ко Дню единства народа Казахстана и 30-летию Независимости страны.


Летописец двух эпох

Рассказы о фотожурналисте чередовались с демонстрацией виртуальной выставки и кадрами документального фильма, где сам мастер рассказывал о своей жизни.

Творческий путь Иосифа Будневича составил 40 лет, за это время он создал свыше 140 тысяч кадров, в которых отразились два важнейших исторических периода: вторая половина XX века и новейшее время – начало эпохи независимости Казахстана.

– Будневич находился там, где проходили главные события в истории республики, причем сам Иосиф Львович был не только их свидетелем, но и непосредственным участником, – отметил один из основателей пресс-службы Президента РК, академик Академии журналистики Валерий Жандаулетов.



Всерьез фотографией Будневич занялся в ранней молодости. Уроженец Ленинграда, он уехал работать в Казахстан: республика интенсивно развивалась и для творчества здесь открывались широкие перспективы. Он начал свою карьеру в «Ленинской смене» – именно там была опубликована его первая фотография.

«Тогда газеты вывешивались на щитах вдоль улиц. Я подошел к щиту на Коммунистическом проспекте, нынешнем проспекте Абылай хана, и любовался своим снимком, – рассказывал Иосиф Будневич. – Наблюдал за людьми, которые стоят у щита с «Ленинской сменой», смотрел – обращают ли они внимание на мой снимок, и если обращали, был полон счастья».

На пульсе событий

Наряду с «Ленинской сменой» Будневич работал в передовых информационных изданиях республики и СССР, в их числе КазТАГ и АПН.

Его фотокамера запечатлела первую борозду и первый урожай на целине, первый полет сверхзвукового самолета Ту-144 по маршруту Москва – Алма-Ата и другие знаковые события эпохи. Долгие годы он был единственным фотокором Казахстана, обладавшим официальным правом снимать космонавтов, чем, по воспоминаниям коллег, очень гордился.

Порой работа фотокорреспондента требовала смелости и самопреодоления. Так, во время вертолетных съемок он фотографировал из открытой двери – Будневич держал фотокамеру, а его держали тросы. Во время одной из таких съемок вертолет потерпел крушение, Будневич был сильно травмирован, долго лечился. А потом на очередную съемку ему предстояло лететь на этом же отремонтированном борте. Преодолев себя, он сел в вертолет и выполнил редакционное задание.

Работа в прессе предполагает оперативность и постоянно предъявляет фотожурналистам вызовы. В показанном на встрече документальном фильме мастер рассказывал о том, как снимал одно из главных исторических событий 1956 года – Казахстан награждали первым орденом Ленина. На утро снимок должен был выйти в «Правде». Но в Алма-Ате в 1960-х еще не было фототелеграфа. Ближайший был в Ташкенте. «Мы сняли, – рассказывал Будневич, – я выскочил на улицу, там уже стояла машина с перезарядным мешком и фотобачком, был наготове согретый проявитель – по пути в аэропорт проявляли пленку. В аэропорту в туалете слили фиксаж, промыли водой. Я взял ведро с водой, где лежала пленка, и с ним, а вовсе не с чемоданом командировочного, пошел в самолет».

Бывало, что оборудование отказывало в нужный момент. И тут уже оставалось надеяться на счастливый случай.

– Как-то он снимал репортаж на границе Казахстана и Китая, это было еще при СССР. И вдруг у него отказало оборудование. Он побежал в ближайшую скобяную лавку, за семь рублей купил фотоаппарат «Любитель» и все-таки сделал репортаж, – рассказал его младший коллега, фотохудожник, лауреат премии Союза журналистов РК Николай Постников.

Новая эра

В 1990-х годах открылась новая страница в творческой биографии Иосифа Будневича – он был приглашен на работу личным фотографом Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева.

– Пресс-служба Президента образовалась еще в советский период – в преддверии казахстанской независимости, – рассказал Валерий Жандаулетов. – 24 апреля 1990 года было подписано распоряжение о создании подразделения. Тогда в пресс-службе работало всего-навсего семь человек. Не было ни штатного фотографа, ни оператора. Поэтому во время поездок Главы государства мы привлекали этих специалистов из наших ведущих агентств, в их числе был Иосиф Львович.

Президент сам оценивал работу фотокорреспондентов, смотрел, кого можно было пригласить на постоянной основе, и в конечном итоге остановил свой выбор на Будневиче. Фотографии мастера говорили сами за себя – по ним было видно, как точно Иосиф Львович выбирает ракурс, как метко подмечает детали и нюансы.

– За годы работы Иосифа Львовича в пресс-службе мы издали много альбомов о Главе государства, о становлении Независимости. Ежегодно выходила государственная книга, включавшая фотографии Иосифа Будневича. Это издание рассылалось во все концы планеты. Таким образом, по фотографиям Иосифа Львовича весь мир следил за становлением нашего независимого государства, успехами страны, – отметил ветеран пресс-службы Президента РК.

Профессионал и человек

Воспоминаниями о мастере поделились заслуженный деятель РК, кино и театральный режиссер Игорь Гонопольский, заместитель председателя научно-экспертной группы АНК города Алматы кандидат филологических наук Светлана Ананьева, академик Академии журналистики РК, глава фотоклуба «Медео» Валерий Коренчук, ветеран фотожурналистики, фотокорреспондент «Казахстанской правды» Юрий Беккер. Все они говорили, что Иосиф Львович Будневич был не только мастером фотожурналистики, но и щедрым наставником, который никогда не отказывал в помощи.

– Он был в форме до последних дней, с кофрами, полными фотоаппаратуры, бегал по лестнице, опережая молодых коллег, поднимался быстрее, чем лифт, везде успевал. Даже когда он уже не так часто сопровождал Главу государства, он каждый день приходил в алматинский офис пресс-службы, занимался архивами. Иосиф Львович отбирал снимки для публикации в СМИ. Многие из этих фотоснимков ждут своего часа, чтобы быть изданными в альбомах памяти мастера, – сказал Валерий Жандаулетов.

Статья опубликована в №58, от 15.05.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "В фокусе истории".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!