Учебная тревога: система образования в Казахстане не способствует удержанию талантливых учителей

О проблемах в сфере образования говорили на дискуссионной онлайн-платформе «ЦУР и Бизнес».

В рамках конференции были обсуждены такие актуальные проблемы, как снижение численности студентов и преподавателей, закрытие школ и вузов, выход из критических условий обучения в период пандемии.

На начало 2020/2021 учебного года в Казахстане действовало 129 высших учебных заведений (с учетом филиалов) с общей численностью студентов 576 557 человек. Численность студентов в текущем учебном году по сравнению с прошлым учебным годом уменьшилась на 4,5%.

В рамках госпрограммы говорится о том, что с учетом международных оценок и практик, взятых обязательств и достигнутых результатов Казахстану необходимо в ближайшие 6 лет принять кардинальные меры по улучшению качества образования и науки. В результате реализации мер ожидается достичь 100-процентного охвата детей от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением, ликвидации 3-сменного обучения, 100-процентного обеспечения интернатами опорных школ сельской местности, создания условий для занятия физической культурой и спортом в школах на 150 и более ученических мест. 100% кабинетов и учителей будут обеспечены компьютерной техникой, 100-процентное обеспечение 180 опорных колледжей современным оборудованием и программами. В 2 раза увеличится финансирование высшего образования, в 7 раз (от 43 до 358 млрд тг.) увеличится финансирование науки.

За период реализации госпрограммы 2016-2019 доля иностранных студентов в системе высшего образования выросла до 4%. Казахстанские вузы впервые признаны рейтинговым изданием Times Higher Education.

Также увеличилась доля софинансирования научной деятельности со стороны бизнеса. Вклад бизнеса в науку за 3 года составил 4,8 млрд тенге. Вместе с тем сохраняется проблема привлечения и удержания талантливой молодежи и высококвалифицированных специалистов в науке. Имеющиеся научные кадры обладают недостаточными исследовательскими навыками, низким уровнем владения английским языком и слабыми навыками в сфере технологического развития и инноваций.

Согласно результатам исследования 96% казахстанских учителей считают, что увеличение их заработной платы должно стать самой приоритетной задачей при увеличении бюджета образования.

Согласно данным госпрограммы развития образования и науки РК на 2020–2025 годы, система образования не способствует удержанию талантливых учителей. До 35% педагогов уходят в другие сферы. Но благодаря внедрению новой системы карьерного роста учителя заработная плата будет увеличена от 30 до 50% от должностного оклада (педагог, педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь, педагог-мастер).

Качество высшего образования влияет и на отток студенческой молодежи в зарубежные вузы. В Казахстане за последние 7 лет количество студентов, выезжающих за рубеж, выросло в 2 раза. Более 100 тысяч казахстанцев получают высшее образование в 130 странах мира. Для решения указанных проблем необходима выработка единых подходов к профориентационной деятельности, привлечению работодателей и представителей крупного бизнеса РК в процесс подготовки специалистов и интернационализации профессионального образования.

По словам профессора ЕНУ имени Л.Н. Гумилёва Гайни Длимбетовой, одним из важнейших направлений деятельности университета должна быть инновационная экологическая деятельность. На базе университета необходимо реализовать развитие экологической инфраструктуры, разработку образовательных программ с экосодержанием, формировать экологически чистые привычки и модели поведения молодежи, создание для студентов повседневной устойчивой и зеленой среды, принципы устойчивого развития. А также медико-социальный мониторинг состояния здоровья молодежи, работу по профилактике вредных привычек и возможных заболеваний, дополнительное внеаудиторное обучение, ориентированное на обновление экологического сознания и поведения молодежи, развитие экологического волонтерства с привлечением представителей бизнеса.

В рамках конференции также выступили представители крупных международных компаний, работающих в Казахстане, они сообщили о реализуемых ими проектах во благо образования. Так, к примеру, в условиях пандемии одна из компаний запустила волонтерский проект FLOW (Future Leaders Online Workshops) с университетами в странах Центральной Азии и Кавказа. Его концепция – онлайн-семинары для будущих лидеров.

В рамках проекта сотрудники компании делятся своими знаниями и опытом со студентами ведущих вузов Казахстана, Узбекистана и Азербайджана, чтобы помочь им подготовиться к переходу из студенческой среды в рабочую, понять, какие качества и навыки им понадобятся для успешной карьеры, какие разнообразные задачи им предстоит решать на рабочих местах.

Статья опубликована в №106 - 107, от 07.09.2021 газеты "Учебная тревога".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 447.4  477.55  4.76
Алматы 13.5°