В Алматинской области прошел этнофестиваль «Көшпенділер әлемі»

В живописном предгорье плато Ушконыр, что находится к югу от села Шамалган Карасайского района Алматинской области, под открытым небом раскинулся уникальный историко-этнографический комплекс Nomad, в котором в субботу прошел очень интересный, содержательный и зрелищный праздник. 

Фото Веры ОСТАНКОВОЙ
Фото Веры ОСТАНКОВОЙ

С утра гостей встречали горячими баурсаками, возле юрт раскинулась ярмарка ремесленников, звучала живая этническая музыка, а затем началась конная программа.


Гостям фестиваля, среди которых были иностранные туристы, сначала продемонстрировали реконструированные доспехи кочевников разных исторических периодов. Превосходные наездники, облаченные в доспехи батыров, владеющие различными видами холодного оружия, распространенного на территории Великой степи и приемами военного искусства демонстрировали зрителям свое снаряжение, а оружейный мастер Нурлан Лахан и научный сотрудник музея-заповедника «Иссык», писатель, художник Данияр Байдаралин, которые воссоздавали вооружение воинов каждого исторического периода, вели программу на двух языках – казахском и русском. Они представили свои наработки, которые были созданы совместным трудом. Начали с самого раннего периода кочевой военной культуры – сакского. Сам Данияр был облачен в форму сакского лучника.


– Было два вида сакских воинов, – сообщил Данияр Байдаралин. – Первый период – ранний железный век, я, ведущий, представляю легкую форму лучника в знаменитых сакских остроконечных колпаках, а рядом со мной скачет тяжелый сакский рыцарь в чешуйчатой броне. Рыцарство зародилось здесь, в Великой степи, и через полтора тысячелетия достигло Европы.
Следующий период – государство усуней – это племя, которое существовало на территории Семиречья после саков-тиграхауда. Зрители увидели реконструкцию чешуйчатого доспеха, который был найден на Тянь-Шане и сейчас находится в Метрополитен-музее в США. По словам ведущего, это та же самая система вооружения, что и у саков: меч, лук со стрелами, копья. Легкий кожаный шлем – это усуньский вариант.
Современники усуней – канглы жили в регионе Аральского моря. В государстве Кангюй, или Канглы, у них были очень тяжелые доспехи, полностью закрывающие воина, с воротником, длинным подолом, металлическим шлемом.
– В руке у кангюйского воина – один из самых крупных в истории одноручных мечей, – рассказал Данияр Байдаралин. – В Европе такое вооружение появилось только через тысячу лет, а в нашей степи уже было распространено. Реконструкция этого доспеха сделана по костяной пряжке с пояса, найденной в Средней Азии, и одной из его особенностей является то, что воин не пользовался стременами при весе доспехов в 40 килограммов.
Тюркский каганат пришел на смену государству Кангюй. Были представлены два варианта облачения воинов древнетюркской конницы – легкий кожаный доспех и более тяжелый металлический. Сделаны они по одной технологии, разница только в стоимости материалов и прочности. Во времена Тюркского каганата произошла техническая революция в вооружении, одним из атрибутов стал палаш или просто сабля – это более длинный меч, прототип европейских мечей. В этот период появляется однолезвийная сабля с разной степенью изогнутости клинка – от прямого палаша до слабо изогнутой сабли, что позволяло упростить производство, но не теряло эффективности, потому что при плавном употреблении второе лезвие оказалось ненужным, это позволило удешевить и оптимизировать производство.
Другой особенностью тюркского периода стало появление жесткого седла со стременами, до этого в Степи ездили без стремян на мягком седле. Ранние тюркские седла отличались от современных казахских тем, что посадка была другая, нога была вытянута, не сгибались колени и сама форма седла была иной.
В VII веке на территории Великой степи образовалось новое позднетюркское государство – Хазарский каганат. У хазарского воина появляется кольчуга, сабля стала более кривой. Идет тенденция к искривлению клинка прямого палаша в саблю.


Следующий исторический период – государство Дешт-и-Кипчак. Кипчакского воина представил самый возрастной батыр, археолог и учитель истории Станислав Потапов, который несколько лет назад открыл в Алматы клуб исторической реконструкции «Грифон» и обучает подростков военному искусству наших предков. Станислав Александрович облачился в кольчугу, это более легкий доспех, который хорошо защищает воина и не ограничивает движений. У кипчакского батыра в арсенале кривая сабля и в основном весь стандартный набор оружия «бес қару» – лук со стрелами, копье, сабля, топор, кинжал.
Выстроившийся на этнофестивале ряд воинов замыкал представитель Казахского ханства. Как рассказал Данияр Байдаралин, на казахском батыре доспех, который был распространен по всей территории Евразии и который ошибочно называют иранским, но на самом деле им пользовались и казахи, и ногаи, и татары, и все остальные кочевники. Он состоит из кольчуги и классического доспеха шарайна. При этом у воина сильно искривленная казахская сабля, топор айбалта, на поясе кинжалы и стандартное вооружение – лук и стрелы. Казахская сабля – это уже вершина оружейного искусства на территории Казахстана, это очень совершенное оружие – легкое, удобное, предназначенное для фехтования, то есть для виртуозного владения холодным оружием.
Топор айбалта – действительно уникальное оружие, сыгравшее огромную роль в истории казахского народа, благодаря которому было остановлено джунгарское нашествие. Его особенность заключается в том, что при форме в виде месяца его лезвие составляет около 20 сантиметров, это примерно соответствует рабочей рубящей и режущей части обычной сабли. С таким топором можно на равных противостоять сабле. Сабля – дорогое оружие, а боевые топоры могли изготовить в любом ауле. Современники казахов того периода отмечали их виртуозное владение боевыми топорами, ловкость, сноровку. Топоры были самым массовым оружием, потому что все воины Великой степи вооружались сами, стандартного производства не было, каждый должен был прийти на поле битвы со своим арсеналом.
Все мужчины, которые демонстрировали вооружение наших предков, не являются профессиональными актерами или каскадерами, среди них были и ребята из клуба «Грифон», и представители этноцентра «Номад» – местные жители из сел Жандосов и Шамалган, а также известный музыкант Абзал Арыкбаев, в прошлом участник группы «Туран». Разносторонне одаренный мультиинструменталист сейчас поет в созданной им и певицей Анарой Касымовой нео-этно-фолк-группе «Аркайым». А еще зрителей удивила «сакская» семья – Данияр Байдаралин, его супруга Асылгуль и трое их детей 13, 11 и 6 лет, показавших свое искусство. Даже шестилетний Тайлак продемонстрировал фланкировку – вращение клинками, а Таймас и Кунгей сразились друг с другом.

После парада и демонстрации доспехов зрителей порадовали зрелищными скачками – джигитовкой, играми теңге ілу, аударыспақ, көкпар, жамбы ату. Ведущие рассказывали о правилах национальных конноспортивных игр, их историю, комментировали происходящее на поле, и это было очень познавательно. Игры эти были когда-то военной подготовкой, во время которой тренировались ловкость, сила, меткость, смекалка батыра.
Во второй половине дня экскурс в историю продолжился мастер-классом Станислава Потапова, который рассказал слушателям обо всех видах холодного оружия кочевников и вместе со своими учениками наглядно продемонстрировал боевые приемы. В это же время неподалеку проводились соревнования по стрельбе из лука, в которых мог принять участие любой желающий. А для полного погружения в историю нам дали возможность померить кольчугу и попробовать сразиться на саблях, и это были непередаваемые ощущения.

Автор Индира САТБАЕВА

Статья опубликована в №82 от 11.07.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Мир кочевников»

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 2
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 442.05  474.14  4.74
Алматы 10.4°