В единой экосистеме

В единой экосистеме

Алматинцам обеспечен доступ к цифровым услугам в ключевых сферах повседневной жизни.

О цифровых проектах, запущенных в мегаполисе, рассказал на брифинге РСК руководитель Управления цифровизации Алматы Баян Конирбаев.



– Развитие города постоянно приводит к новым вызовам и вопросы технологического развития должны быть основными. Нам надо создавать условия для адаптации в новом глобальном мире и более адаптированные сервисы для горожан. Для этого мы должны больше фокусироваться на внедрении новых технологических возможностей. С подробной информацией об активности акимата города в направлении цифровизации можно ознакомиться на портале Digital Almaty, – сообщил Баян Конирбаев. 

Он отметил, что в городе действует IT-совет, благодаря которому собраны сведения по формату оказываемых услуг населению и выявлены проблемы и потребности в сфере информационных технологий. Кроме этого, изучается интерес алматинцев и их активность использования цифровой инфраструктуры. 

Глава управления подчеркнул, что Алматы демонстрирует довольно быстрые темпы цифровизации. 

В мае прошлого года защищен проект и получен грант с Международным финансовым центром по взаимодействию с компанией-агрегатором Habidatum по отслеживанию активности мобильных пользователей через GPS. Утвержден грантовый проект от Всемирного банка до 2022 года стоимостью 300 тысяч долларов по созданию интеллектуальной транспортной системы Алматы, – сообщил Баян Конирбаев и рассказал об уже запущенных проектах. 

Среди них, по его данным, 766 постов «Сергек», благодаря которым уменьшилась смертность на дорогах на 52 процента, 1000 камер видеонаблюдения в местах массового скопления, система прогнозирования ЧС, установка тепловизорных камер в ДЧС, ситуационный центр по направлению «Безопасность», система управления светофорами. 

Также в области ЖКХ это: система мониторинга инженерных сетей, приборизация счетчиками с удаленной передачей показаний, система для взаимодействия собственников квартир с обслуживающими организациями и система управления уличным освещением. 

В сфере управления городом: публичный доступ к городскому бюджету, закупкам и городскому планированию, мониторинг исполнения бюджетных программ, ситуационный центр города и автоматизация государственных услуг. 

Коснулась цифровизация и системы образования. В городе внедрена автоматизированная система по управлению спортивными школами, появилась комплексная система безопасности в 220 государственных образовательных учреждениях, развивается проект по централизации бухгалтерии по всем школам города. 

В сфере здравоохранения появилась возможность отслеживания статуса работы медицинской техники, запущена Карта шаговой доступности ПМСП, мониторинг работы автомашин скорой медицинской помощи и внедрены медицинские и лабораторные информационные системы. 

В социальном направлении – это проект по автоматизации услуг Дома социальных услуг и применение цифровой социальной карты семьи. Всего в прошлом году реализовано 27 проектов.

Единая карта бизнеса

Летом планируется запуск Единой карты бизнеса, которая позволит предпринимателям увидеть активность жителей в конкретном районе города. Она будет опубликована на портале Digital Almaty. Благодаря этому, по мнению Баяна Конирбаева, предприниматели смогут эффективно и правильно развиваться в Алматы. 

– Мы говорим о том, что город научился правильно использовать аналитику мобильных абонентов. То решение, к которому мы пришли, является очень интересным. Его не было в СНГ, оно уникально. Собираются деперсонифицированные данные – мы видим, куда передвигаются абоненты из агломерации и внутри города, можем отслеживать точки притяжения. Мы поняли, что эту карту нужно развивать для бизнеса. Для этого мы выгрузили данные и разделили город на квадраты по 500 метров. И на этой территории тоже имеем возможность отслеживать точки притяжения, то есть видеть средний доход горожанина, средние расходы по безналичным платежам, интересы жителей, тем самым, создавая условия для реализации программы «Город без окраин», разработанной акимом города, – рассказал руководитель управления и подчеркнул, что все данные при этом деперсонифицированны. 

Отметил он и то, что благодаря Единой карте бизнеса у Алматы появится технологическая архитектура, а сами горожане научатся использовать аналитику документов, бизнес сможет квалифицировать направления и понимать общую сегментацию. Зная о потребностях жителей конкретного района, предприниматель может предложить нужную услугу.

– Сегодня люди едут именно в центр. Однако бизнес должен понимать, в каком районе ему выгодно открыть крутой барбершоп или парикмахерскую. Мы посмотрели общий классификатор видов экономической деятельности и видим, что, например, в Медеуском районе насчитывается 156 предприятий по робототехнике, а в Алатауском всего два. Доход отличается всего на 18 процентов. Новым предпринимателям нет необходимости заходить в Медеуский район, потому что система подскажет, что здесь большое количество конкурентов. Вместе с тем молодых жителей больше проживает в Алатауском районе – 48 процентов, тогда как в Медеуском – чуть больше 25 процентов. То есть благодаря карте можно будет увидеть и возраст жителей того или иного района, а также уровень конкуренции. Это и есть таргетированность, город будет работать словно единая экосистема, – рассказал Баян Конирбаев.

Он также сообщил, что в Алматы за год покрыто 218 «слепых» зон, где отсутствовали интернет и связь. В ряде микрорайонов улучшается качество интернета. 

– Совместно с компанией АО «Казахтелеком» проработано решение по подключению к фиксированному доступу к интернету в четырех микрорайонах: Алгабас (Алатауский район); Альмерек и Нуршашкан (Турксибский); Таусамалы (Наурызбайский) до конца предстоящего сентября на первом этапе. На втором этапе – до второго квартала следующего года – будет подключено еще четыре новых микрорайона, – заверил руководитель управления цифровизации.

В мегаполисе откроется единый диспетчерский центр «112» 

Сегодня продолжается строительство здания, в котором ближе к осени разместятся операторы всех экстренных служб города, а пока управление цифровизации проводит подготовку специалистов, чтобы они сразу могли приступить к работе.

Глава управления рассказал, что единая дежурная диспетчерская служба будет принимать по номеру «112» заявки для всех экстренных служб города. 

– На базе ДЧС уже работает единая диспетчерская служба «112», но она действует неэффективно. При разработке новой системы мы взяли методологию службы «911» в США, аналогичной службы в Дубае и обработку звонков по карточкам событий в Москве. В настоящее время при звонке в «112» идет переадресация позвонившего в конкретную службу. Это критически неправильно. Для нас важно создать единую линию поддержки, первую линию принятия решений, на основании которой мы могли бы более качественно адаптироваться под проблемы, с которыми сталкиваются горожане. Поэтому все три службы – скорая, полиция и ДЧС должны сесть в один блок и работать по одному номеру. Здание у нас уже определено по адресу: Ауэзова, 82. Сама система также технологически готова, но из-за пандемии запуск объекта в эксплуатацию был отложен, – пояснил Баян Конирбаев.

Он подчеркнул, что система должна работать намного эффективнее и быстрее обычных диспетчерских служб, так как создано единое хранилище баз данных. Во время звонка операторы автоматически будут видеть необходимую информацию о позвонившем – его геолокацию, информацию о том, на кого оформлен номер, количество жильцов, которые зарегистрированы в данной квартире, медицинскую карту пациента, если речь идет о вызове скорой.

– Позвонившему нет необходимости все подробно объяснять и рассказывать. Оператор просто будет задавать вопросы вроде того: «находитесь ли вы дома», «есть ли рядом с вами такой-то жилец», подразумевающие однозначный ответ «да» или «нет». Часто в состоянии аффекта позвонивший просто не может внятно объяснить, что происходит. Ему достаточно будет предлагать простые ответы и уже на 12-13 вопросе оператор получит полную картину происходящего и сможет принять правильное решение, – сообщил Баян Конирбаев.

При этом он добавил, что хранилище данных также позволит производить аналитику поступающих заявок от горожан и формировать единые подходы для операторов в похожих ситуациях.

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!