В канун Дня Независимости Казахский национальный театр драмы им. Ауэзова проводит фестиваль «Қара шаңырақ-2022»

В канун Дня Независимости Казахский национальный театр драмы им. Ауэзова проводит фестиваль «Қара шаңырақ-2022»
Фото предоставлены Казахским национальным театром драмы имени Мухтара Ауэзова

Творческий смотр проводится ежегодно и представляет событийные постановки года. В этом году с 6 по 11 декабря будут показаны спектакли, созданные на основе казахстанской и мировой классики, сценические работы по пьесам современных драматургов.

Посвящен фестиваль 90-летию со дня рождения Азербайжана Мамбетова. Режиссер, народный артист СССР, он почти 30 лет был художественным руководителем Театра имени Ауэзова. За это время им были созданы постановки, составившие славу отечественной сцены, в их числе «Кровь и пот» по Абдижамилу Нурпеисову и «Карагоз» по Мухтару Ауэзову.

Вот и сегодня молодые режиссеры обращаются к этим произведениям. Они ставят спектакли, основываясь на опыте предыдущих мастеров и одновременно предлагая современные творческие решения.

Так, в этом году спустя почти 50 лет со времени постановки Азербайжаном Мамбетовым спектакля «Кровь и пот» театр вновь обратился к произведению Нурпеисова.

Нынешняя постановка «Қан мен тер. Ақбала» не повторяет легендарный спектакль. Это новая сценическая версия романа, где исторический фон трилогии – Первая мировая, Гражданская война и революционные события – отсутствует. Постановка фокусирует внимание зрителя на судьбе главной героини – Акбалы. Это повествование о женской доле, лирических отношениях, которые вступают в противоречие с общественными устоями и патриархальной моралью. 

Автором сценической версии романа выступила Мадина Омарова. Над постановкой работала недавняя выпускница КазНАИ имени Темирбека Жургенова, но уже штатный режиссер театра Аридаш Оспанбаева.

Режиссер отметила, что для нее было важно показать многоплановость характеров трех главных героев спектакля – Акбалы, Еламана и Танирбергена: 

– Образы хороши тем, что актерам есть к чему стремиться, что играть. На репетициях мы находили все больше и больше деталей. Всех героев объединяет стремление любить и быть любимыми. Это разные люди, с разными устремлениями и жизненными принципами, но никому из них не чуждо романтическое осмысление мира. 

По формату спектакль отличается от большинства постановок основной сцены: «Қан мен тер. Ақбала» – это полтора часа непрерывного действия, без антракта. 

Готовясь к этой работе, Аридаш Аспанбаева беседовала с художественным руководителем Театра имени Ауэзова народным артистом СССР Асанали Ашимовым, исполнившим в спектакле 1974 года роль Еламана, и с заслуженным артистом КазССР Тунгышбаем Жаманкуловым, сыгравшим Танирбергена в фильме по экранизации романа – как и спектакль, фильм в 1970-х поставил Азербайжан Мамбетов.

– Это помогло проникнуться атмосферой произведения. Аксакалы благословили меня, пожелав, чтобы я пошла по своему творческому пути, что вдохновляло меня на протяжении всей работы над спектаклем, – поделилась режиссер.

Еще одной событийной постановкой сезона стала «Карагоз». Исторический путь этой пьесы также связан с именем Азербайжана Мамбетова. Режиссер ставил пьесу Ауэзова в 1981 году. Тогда постановка стала событием в театральной жизни. На открытии нынешнего сезона спектакль по пьесе «Карагоз» представил молодой, но уже известный режиссер с индивидуальным почерком Елик Нурсултан. 

Режиссер поставил классический спектакль, но в рамках этой задачи нашлось место и оригинальным решениям. Работы Елика Нурсултана узнаются по интересным, объемным по смыслу сценографическим решениям, где некая конструкция может служить и постоянной декорацией, и метафорой, и даже героем. В спектакле «Карагоз» такой конструкцией стал круг, который по ходу действия символизирует то юрту, то круговорот жизни, то обручальное кольцо. По режиссерской задумке, теряющая рассудок Карагоз оказывается внутри кольца – это замкнутый круг, в котором мечется героиня. 

Интересно, что режиссеру удалось показать в спектакле эволюцию и преемственность театральных традиций – так, в актерской игре можно разглядеть стилистику и довоенного времени (пьеса была написана в 1926 году), и последующих периодов, а также современности.

Другие фестивальные спектакли не связаны с творчеством Азербайжана Мамбетова, но, как подчеркивают в театре, они созданы с глубочайшим уважением к традициям, которые он заложил. 

Так, знаковой премьерой сезона стал спектакль «Любимый ангел мой» по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». 

В спектакле режиссера Алимбека Оразбекова буквально с первых сцен актерам удалось настроиться на волну легкости, элегантности и остроумия. В постановке, полной юмора и уместных импровизаций, удалось выразить и социальный подтекст, который автор заложил в свое произведение. В финале герои рушат социальные преграды, доказывая, что в своем праве на счастье все люди равны вне зависимости от происхождения. 

Еще одной фестивальной работой стала постановка «Тернистый путь Мустафы». Это спектакль о Мустафе Шокае – общественном и политическом деятеле, идеологе борьбы за независимость единого Туркестана. Повествование о нелегкой судьбе героя ведется от имени его жены – Марии Яковлевны Гориной, которая посвятила свою жизнь Мустафе Шокаю. 

Также в числе фестивальных спектаклей такие постановки, как драма «Қытай­дан жеткен сәлем­деме» писателя и драматурга Рахымжана Отар­баева (режиссер Алена Кабдешова), моноспектакли «Бейтаныс Таныстар» и «Где ты, мама?!»

Все спектакли будут оценивать авторитетные театральные критики. Как отмечают в театре, профессиональная оценка их работы, а также зрительское внимание дадут новый творческий импульс коллективу.

Статья опубликована в  №144, от 06.12.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Собрание премьер".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!