В Казахстане набирает обороты электронная коммерция

В Казахстане набирает обороты электронная коммерция

Осведомленный потребитель – лучшая защита от мошенничества.

В Казахстане набирает обороты электронная коммерция, это направление бизнеса имеет огромный потенциал, но при этом потребители часто сталкиваются с недобросовестными продавцами: по почте приходит абсолютно не тот товар, который был заказан, либо качество покупки не соответствует тому, что было заявлено в рекламе либо на интернет-площадке.

Чем привлекают потенциальных жертв мошенники? Прежде всего,  необоснованно низкими ценами. При заказе товаров вас попросят внести предоплату, далее магазин в течение нескольких дней будет придумывать отговорки и обещать вам скорую доставку товара, а потом бесследно исчезнет либо пришлет некачественный товар. Если вы хотите купить товар по предоплате, помните, что серьезные интернет-магазины не будут просить вас перечислить деньги на виртуальный кошелек или счет мобильного телефона. Поищите информацию о магазине в интернете, посмотрите, как долго он находится на рынке. Если вы имеете дело с сайтом крупной или известной вам компании, убедитесь в правильности написания адреса ресурса в адресной строке вашего браузера. При необходимости потребуйте от администраторов магазина предоставить информацию о юридическом лице, проверьте ее, используя общедоступные базы данных налоговых органов и реестр юридических лиц. Убедитесь в том, что вы знаете адрес, по которому сможете направить претензию в случае, если будете недовольны покупкой. Воспользуйтесь интернет-поиском. Иногда достаточно ввести в форму поиска телефонный номер или сетевой псевдоним продавца, для того чтобы обнаружить, что эти данные уже использовались в целях хищения денежных средств и обмана покупателей.

Помните, что, перечисляя деньги незнакомым лицам посредством анонимных платежных систем, вы не имеете гарантий их возврата в случае, если сделка не состоится.

Сотрудниками Департамента по защите прав потребителей города Алматы по горячей линии и при личном приеме граждан осуществляется консультирование потребителей, как защитить свои законные интересы и нарушенные права.

Согласно Закону «О защите прав потребителей» потребитель, права которого нарушены, вправе обратиться к продавцу с претензией и за возмещением причиненного этими нарушениями убытка в добровольном порядке. Претензия потребителя к продавцу вручается нарочно либо направляется в форме заказного письма, либо по адресу электронной почты продавца.

Получив правовую информацию, потребитель задается вопросом: «Куда отправить претензию?» Часто выясняется, что потребитель оплатил покупку, не владея информацией об обратном адресе, реквизитах юридического лица.

По закону продавец обязан довести до сведения потребителя свое наименование, юридический адрес, контактные данные и режим работы на казахском и русском языках, разместив указанную информацию в месте реализации товара.

Следует отметить, что потребитель добровольно выбирает товар и производит покупку, поэтому ответственность по выяснению реквизитов и контактных данных продавца ложится на самого потребителя. Уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей не проводит розыскных мероприятий в отношении недобросовестных участников электронной торговли.

Следует отметить, что потребители вправе обратиться за помощью и консультацией в общественные объединения города Алматы по защите прав потребителей либо предложить исполнителю передать спор на рассмотрение субъек­ту досудебного урегулирования потребительского спора (перечень субъектов досудебного урегулирования потребительских споров находится на интернет-ресурсе https://www.gov.kz/memleket/entities/mti-kzpp/documents/details/103276?lang=ru).

При этом обращения по фактам мошенничества и обмана потребителей рассматриваются органами внутренних дел.

Потребители, чьи законные права и интересы нарушены, могут обратиться в Департамент по защите прав потребителей города Алматы посредством Единой информационной платформы E-tutynushy.kz, написать электронное обращение через портал электронного правительства Egov.kz, позвонить на телефон горячей линии 8(727)393-25-90.

Статья опубликована в №58, от 15.05.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Электронная торговля".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!