Все, что вы хотели знать о коллекторах, но боялись спросить

Многие сталкивались с коллекторами, и идет молва, что некоторые из них бывают очень агрессивными и навязчивыми.

Как по закону они должны себя вести, могут ли давить на должников или угрожать расправой? Председатель Национальной палаты коллекторов Каза­х­стана Назгуль Естеуси­зова рас­ска­зала, как ее коллеги работают с заемщиками, что им позволено, а что нет, и помогла развенчать мифы о них.

Миф № 1. 

К коллекторам обращаются сразу после возникновения просрочки.

Согласно законодательству, все банки и микрофинансовые организации обязаны в течение 20 дней с момента возникновения просрочки уведомить о ней заемщика. 

– Этого требует порядок урегулирования проблемной задолженности по займам и микрокредитам граждан, который действует в Казахстане с 1 октября 2021 года. В уведомлении заемщику говорят о его праве подать заявление на реструктуризацию, и сделать это должнику необходимо в течение 30 дней, как возникла просрочка, – предупредила Назгуль Естеусизова.

По ее словам, более 90 дней бездействия должника вынудит кредиторов продать долги коллекторскому агентству, при этом передав свои права и обязанности по договору. Также кредитор может временно передать коллектору договор на досудебное взыскание и урегулирование задолженности и право на сбор информации.

Коллекторская деятельность осуществляется на основании порядка досудебного урегулирования задолженности. Коллектор должен уведомить должника о наличии просрочки и попросить закрыть долги.

Миф № 2. 

С коллекторами взаимодействовать необязательно.

К сожалению, должники обязаны отвечать на звонки коллекторов. Отказаться от взаимодействия могут только доверенные лица. 

– Если коллектор не дозвонился до заемщика, он может позвонить его родственникам и знакомым, чтобы узнать место нахождения или уточнить номер телефона. Однако данное условие должно быть отражено в договоре банковского займа, заключенного с заемщиком. Граждане, чьи долги переданы коллекторам, должны помнить, что по закону они обязаны извещать коллекторское агентство об изменении места жительства, номера телефона, замене документов, – отметила спикер.

Должники могут взаимодействовать с коллекторами посредством личных встреч, телефонных переговоров, писем и с помощью интернета.

К слову, должник может фиксировать разговоры с коллектором на видео и аудио.

Назгуль Естеусизова

Миф № 3. 

Коллектор может звонить и приходить, когда угодно.

По закону коллектор может звонить не больше трех раз с 8.00 до 21.00. При этом коллекторы не имеют права звонить с чужих номеров, так как все телефонные номера коллекторских агентств для контактов с должниками официально зарегистрированы, и об этом они уведомляют финансовый регулятор.

Касательно личных встреч – их можно проводить по месту жительства или регистрации заемщика, либо в офисе коллекторского агентства не больше трех раз в неделю и только в будние дни с 8.00 до 21.00.

Миф № 4. 

Коллектор может изъять имущество у должника.

На самом деле такое право есть не у коллектора, а у частного судебного исполнителя. Коллектор не может изъять имущество у должника, арестовать его счета, внести заемщика в реестр должников, поставить ограничения на выезд за границу, приостановить действие водительского удостоверения. Имущество у должника может быть изъято только по решению суда.

Таким образом, коллектор уведомляет о наличии просроченной задолженности и необходимости ее урегулирования до суда. В случае судебных разбирательств расходы должника могут возрасти в разы (судебные расходы, госпошлины, расходы на услуги частных судебных исполнителей и т.д.).

Миф № 5. 

Коллектор не помогает погасить просроченную задолженность по кредитам.

На самом деле коллекторы помогают должникам определить способ и сроки погашения просроченной задолженности по займам и микрокредитам, так как они выкупают проблемную задолженность и могут сами объявить о списании процентов и пени должникам.

Должник может в течение 30 календарных дней, как его договор попал в руки коллекторов, обратиться с письменным заявлением об изменении условий кредитного договора.

– В заявлении необходимо раскрыть сведения о причинах возникновения задолженности, подтвержденных обстоятельствах и фактах, обуславливающих ходатайство. Также необходимо предоставить достоверную информацию об образовании, уровне доходов и расходов, составе семьи, месте жительства, наличии имущества и иные сведения, необходимые кредитору, – перечислила Назгуль Естеусизова.

В течение 10 дней коллектор после получения заявления обязан направить его кредитору. Кредитор в свою очередь рассматривает условия изменения договора или договора о предоставлении микрокредита в течение 15 календарных дней, затем в письменной форме сообщает коллекторам о согласии, своих предложениях по изменению условий или же об отказе с указанием причин. Коллектор должен дать заемщику ответ в течение 10 дней.

В случае возникновения спорных и конфликтных вопросов с коллекторскими агентствами граждане могут оставить заявку на сайте stop-collector.kz Национальной палаты коллекторов Казахстана или связаться по номеру телефона +7 707 573 00 00, также можно обратиться в Ассоциацию коллекторов Казахстана по номеру +7  776  508 33 00.

Для проверки на предмет соблюдения коллекторскими агентствами действующего законодательства и за защитой своих прав заемщики могут обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка с заявлением:

– в письменной форме по адресу: Алма­ты, микрорайон Коктем-3, д.  21;
– через портал электронного правительства egov.kz, информационную систему e-Otinish.

Статья опубликована в №47 от 13.04.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Он вам не палач».

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 444.14  477.05  4.85
Алматы 18.6°