Заслуженную артистку КазССР Валерию Крымскую наградили почетным знаком «За дружбу и сотрудничество»

Фото: Сергей ХОДАНОВ
Фото: Сергей ХОДАНОВ

Заслуженную артистку Казахской ССР Валерию Крымскую – ведущую актрису Театра имени Наталии Сац, кавалера ордена «Достық» II степени наградили почетным знаком «За дружбу и сотрудничество» Федерального агентства по делам СНГ.

Награждение Валерии Георгиевны Крымской почетным знаком представительство Россотрудничества приурочило ко Дню работников культуры и искусства в Казахстане. Вручая заслуженной артистке награду, консул Генерального консульства РФ в Алматы, заместитель руководителя представительства Россотрудничества в Казахстане Татьяна Барышникова отметила неподражаемый талант Валерии Георгиевны, поблагодарила ее за неоценимый вклад в развитие театрального искусства и пожелала крепкого здоровья и творческого долголетия.

В тот же день на торжественном собрании, посвященном профессиональному празднику, труппа Государственного академического русского театра для детей и юношества имени Наталии Сац поздравила свою замечательную коллегу и наставника с заслуженной наградой. Валерию Георгиевну поблагодарили за преданность театру, в котором актриса служит уже более полувека, и пожелали любви поклонников и коллег еще на долгие годы.

Валерия Крымская в этом году отметила свое 80-летие, причем, как обычно, на сцене. В тот воскресный день на Камерной сцене состоялась премьера комедии «Шесть блюд из одной курицы», поставленной главным режиссером театра Владимиром Крыловым по одноименной пьесе Ганны Слуцки специально для юбилярши, где она сыграла роль мамы главного героя.

Валерия Георгиевна, несмотря на незаурядный талант, высокое мастерство, харизму и обаяние, по природе своей скромный человек, поэтому вместо шумных бенефисов и юбилейных вечеров в большом зале предпочла отметить круглую дату новой ролью на Камерной сцене, поближе к зрителю.

В Театре Сац Валерия Крымская, как уже говорилось, служит более полувека. За это время она сыграла свыше ста ролей и по сей день блистает на сцене. Помимо роли властной мамы в «Шести блюдах…» актриса играет в комедии «Браво, Лауренсия!» (Майя Ивановна), которая также идет на Камерной сцене, и в спектаклях «Пушкин LIVE» (няня), «Бременские музыканты» (вторая фрейлина), «Снежная королева» (атаманша), «Золотой ключик» (черепаха Тортилла).

Валерия Крымская – уроженка России, она дочь летчика-фронтовика, выпускница Свердловского театрального училища, в Казахстан попала по распределению.

Родители Валерии Георгиевны родом из Екатеринбурга (с 1924 по 1991 год город назывался Свердловском), но на свет она появилась в Кургане, куда ее отец был направлен в качестве пилота-инструктора после окончания Пермского авиационного училища. В феврале 1942 года родилась Валерия, а осенью отец ушел на фронт, воевал до окончания войны, домой вернулся в 1946 году.

– После моего рождения мама вернулась со мной в родной Свердловск, – рассказала «Вечерке» о своей жизни Валерия Георгиевна. – Жили мы возле аэропорта, в Челябинском переулке, в том районе не было никаких домов пионеров, театральных кружков, поэтому учиться актерскому мастерству было негде. После окончания школы я поступала в театральное училище, но провалила экзамен. Пошла работать сначала секретарем-рассыльной, потом на завод крановщицей электромостового крана. Однажды встретила своих знакомых, которые работали в аэропорту, и они посоветовали мне пойти в стюардессы. Я прошла конкурс и стала летать на ИЛ-18.

Благодаря профессии стюардессы Валерия Крымская через некоторое время вновь оказалась в числе абитуриентов театрального училища, а началось все с того, что в честь Дня гражданской авиации она вместе со своей подругой Ритой вела концерт на местном телевидении. Тогда на ТВ еще не было никаких записей, и нужно было вести концерт вживую. Девушки читали стихи, подпевали артистам и таким образом удачно провели поздравительный концерт для авиаторов.

– О нашей работе в качестве ведущих концерта были хорошие отзывы, нам делали комплименты, советовали поступать в театральное училище, – рассказывает Валерия Георгиевна. – Я стала говорить, что уже пыталась поступать туда после школы, но мне сообщили, что в нашем Свердловском театральном училище открывается экспериментальный курс – вечернее отделение, и посоветовали поступать туда. Я решила попробовать и подала документы, сдавала экзамены между своими полетами и поступила. После зачисления пришлось уволиться из Аэрофлота. Устроилась в Союз печати, чтобы у меня была возможность работать до 18.00, а вечером – учиться.

Совмещать работу и учебу на вечернем отделении оказалось делом непростым. После лекций студентам необходимо было готовить на завтра этюды, сценические движения, танцы, поэтому домой отправлялись не ранее половины второго ночи, шли пешком по ночному спящему городу.

– Дома меня всегда встречала мама, она никогда не ужинала без меня и не ложилась спать, а утром опять надо было рано вставать и идти на работу. Мы с моими сокурсниками очень сильно уставали, тем более тогда была бескормица, хлеб по талонам. К тому же мы вечно не высыпались и ходили голодные, поэтому в конце первого курса написали министру культуры СССР Екатерине Фурцевой письмо с просьбой перевести нас на дневное отделение, потому что на спецпредметы у нас катастрофически не хватало времени. Приходилось сдавать историю КПСС и другие предметы, не связанные с нашей профессией, а на творчество уже не оставалось ни времени, ни сил. Она откликнулась на просьбу, и нас перевели на дневное отделение, а зимой на втором курсе министр выбила для нас стипендию – 20 рублей. Кстати, именно с подачи Екатерины Фурцевой открылся наш экспериментальный курс в Свердловском училище. Уже после нас оно стало театральным институтом.

Благодаря Екатерине Алексеевне мы стали учиться с 9 утра, но все равно уходили из училища в 11 вечера, потому что были большие фанаты своего дела. Наш курс был достаточно взрослый, мы уже успели поработать, знали жизнь и ценили каждый час своей учебы, поэтому относились к будущей профессии очень серьезно, и я получила диплом с отличием. В 1967 году, окончив учебу, я уехала в Павлодар, хотя изначально распределение давали в Алма-Атинский ТЮЗ. Было такое поверье, что если попадешь в ТЮЗ, то потом никакая «драма» тебя не возьмет. В Свердловске были очень хорошие театры – и ТЮЗ, и драматический, но я хотела играть большие роли, к тому же уже котировалась как героиня. Я услышала, что в Казахстане, в Павлодаре, есть потрясающий Театр драмы имени Чехова, мне говорили, что это второй «Современник». Я загорелась поехать туда, сама напросилась в этот театр, но только я там оказалась, как труппа стала разваливаться. Дело в том, что незадолго до этого Павлодарский театр отправился на гастроли, после чего лучших актеров разобрали российские театры.

Карьера в Павлодаре у меня не сложилась, ролей не давали, приходилось участвовать в каких-то массовках, и поэтому когда Григорий Жезмер, главный режиссер Алма-Атинского ТЮЗа, вновь пригласил меня к себе, чтобы дать роль в спектакле «Мой брат играет на кларнете» по Аксенову, я с удовольствием согласилась, бросила все и уехала из Павлодара посреди сезона, меня там ничего не держало. С 30 января 1969 года приступила к работе в ТЮЗе. Меня сразу ввели в несколько спектаклей, и везде я пригодилась. Мне очень понравился южный климат.

Когда приехала в Алма-Ату зимой и к 8 Марта резко наступило тепло, а потом пришла жара, для меня это было «в кайф», я вообще склонна к простудам. Кому-то здесь жарко, а мне хорошо, я влюбилась в Алма-Ату, в этот солнечный, зеленый город, в климат, в природу, в людей, все мне здесь нравилось. И постепенно меня затянуло. С тех пор прошло больше 50 лет, и Казахстан стал моей второй родиной. Из Свердловска я уехала в 25 лет, так что большую часть своей жизни живу в Казахстане.

Я настолько была поглощена работой в театре, что мне было не до личной жизни, поэтому замуж вышла в 30 лет, а дочку родила только к сорока годам. Алиса у меня поздний ребенок, как и сын моей героини – Саша – в нашем новом спектакле «Шесть блюд из одной курицы». Дочь свою я назвала Алисой в честь любимой актрисы Алисы Фрейндлих, а внука назвали в честь Никиты Михалкова.

– Вы практически всю жизнь прослужили в Театре для детей и юношества имени Наталии Сац. Не было ли соблазна перейти во «взрослый» театр драмы?

– После истории с Павлодаром я поняла, что Алма-Атинский ТЮЗ – это моя судьба. Ведь я пыталась уйти от судьбы после распределения, и ничего хорошего из этого не вышло. Когда я получила награды и звание заслуженной артистки Казахстана в 1987 году, то поняла, что это от того, что я осела в ТЮЗе, служила всю жизнь Театру Сац, и у меня прекрасный репертуар, причем взрослый. От добра добра не ищут. Все, что я имею, я имею по взаимной любви к театру и зрителям.

Статья опубликована в  №64, от 07.06.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Браво на жизнь".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 443.85  474.3  4.8
Алматы 17.3°