Живописная история: по картинам художников можно изучать прошлое и настоящее Алматы

Живописная история: по картинам художников можно изучать прошлое и настоящее Алматы

Городской пейзаж – один из любимых жанров алматинских художников. Они предлагают зрителю свой уникальный взгляд на Алматы.

Созданные в минувшем веке и в наше время эти картины представляют собой летопись города. На них не только изображены различные архитектурные и природные достопримечательности, но и запечатлен дух времени.
В минувшую субботу экскурсовод и искусствовед ГМИ имени А. Кастеева Оксана Танская предложила посетителям музея совершить путешествие по Алматы через знакомство с городским пейзажем.

Традиция этого жанра в изобразительном искусстве города была заложена в предвоенные и военные годы. Среди тех, кто представил первые образцы, были репрессированные и эвакуированные в Алма-Ату мастера из Москвы, Ленинграда, Киева.

В числе центральных фигур художественной жизни республики того периода были Регина Великанова (1894–1972) и Абрам Черкасский (1886–1967). Оба живописца обрели в Алма-Ате второй дом: Великанова оказалась в столице Казахстана после эвакуации из блокадного Ленинграда, а киевлянин Черкасский был репрессирован, и после пребывания в Карлаге жил и работал в Алма-Ате. Ко времени приезда в республику оба уже были состоявшимися мастерами.

Город покорил художников обилием солнечного света. Алма-Ату и Киев, по наблюдению Черкасского, роднило обилие природных красок. И это вдохновляло мастера.

Регине Великановой, выросшей в городе на Неве, столица Казахстана казалась южной сказкой. К слову, здесь начался новый отсчет ее творческого пути: в Ленинграде при пожаре в мастерской сгорели почти все ее картины, и в столице Казахстана художница стремилась наработать новый творческий багаж.

Великанова писала город, утопавший в цветниках и яблоневых садах, а среди работ Черкасского в жанре городского пейзажа сразу вспоминаются знаменитые «Карагачи».

Их картины стали поводом для того, чтобы вспомнить историю знаменитого апорта и городского озеленения. Оксана Танская рассказала, что в 1865 году в окрестности Верного саженцы апорта Александра привез в Семиречье переселенец из Воронежской губернии Егор Васильевич Редько. Планомерная видовая селекция, скрещивание апорта с местной дикорастущей яблоней Сиверса сделали новый сорт знаменитым.

В 1910 году верненский апорт повезли на международную выставку яблок в Москву. Путь был неблизким: сначала обозом до ближайшей железнодорожной станции, потом поездом до Москвы. Яблоки прошли успешное испытание долгой дорогой – они сохранили свежесть и благоухали медовым ароматом, а некоторые образцы поражали взгляд – они были размером с голову младенца и весили больше килограмма.

Что же касается озеленения, то им активно занимались городские власти с XIX века.

– До революции на территории современного парка культуры силами города обустроили Казенный сад. Там был питомник, где росли саженцы деревьев. В день города, который тогда отмечался в апреле, у верненцев существовала традиция семьями идти в Казенный сад, где им давали саженцы для посадки возле своего дома, – рассказала искусствовед.

Между тем не только цветущие сады, но и городская архитектура вдохновляла живописцев. Так, осенью 1941 года в Алма-Ате по проекту архитекторов Круглова и Простакова было построено здание театра оперы и балета. Танцевавшая в годы войны на сцене нашего театра народная артистка СССР Галина Уланова вспоминала свое первое впечатление от него – это здание с колоннадой, возвысившееся над одноэтажным городом, казалось чудом света.

В числе наиболее известных картин, посвященных Театру оперы и балета, произведение Сергея Калмыкова (1891–1967). Художник-авангардист работал сценографом в театре, хорошо знал здание и особенно любил скверы вокруг него – пейзажи со зданием театра среди немногочисленных работ художника с реалистичным сюжетом.

Подвидом городского пейзажа в картинах алматинских художников становится горный пейзаж. В 1950-х годах излюбленным местом их пленэров становится жемчужина столичного региона – высокогорный каток «Медео». Тогда стадион представлял собой каток с кустарными трибунами, где лед заливался вручную. Тем не менее расположенный в горном ущелье на фоне пиков и ледников он поражал воображение.

– Уже в первые годы своего существования каток стал одним из самых скоростных в мире. Секрет быстрого льда был в том, что его заливали горной водой. Она обладает природными свойствами, способствующими скольжению, – раскрыла детали искусствовед.

На том катке, где еще не было стационарных трибун и комфортных условий, конькобежцы смогли установить 37 мировых рекордов. 

Каток запечатлен в работах Жанатая Шарденова (1927–1992), Сергея Калмыкова, Абылхана Кастеева (1904–1973).

Побывав в горах, живописцы возвращались в город, благо в Алма-Ате было чем вдохновиться – столица развивалась.

Одной из популярных тем стал город, запечатленный в разное время года. Образец зимнего городского пейзажа представлен на картине Нурбека Тансыкбаева (1926–1976) «Зима».

Взгляд художника захватил часть здания почтамта и направлен на Дом правительства на улице Комсомольской (ныне Толе би). В работе передана атмосфера неповторимого зимнего уюта, который ощущается в Алма-Ате в это время года.

Городскому транспорту посвящено немало работ алматинских художников. Среди картин мастеров старшего поколения на эту тему «Перекресток» Григория Чернощекова (1926–1989) и «Аэропорт» Владимира Колоденко (1907–1980). Традиции прошлого перенимают современные художники. Словно эстафетной палочкой стала тема трамвая. С 2016 года этого вида общественного транспорта уже нет в городе, но на картинах он продолжает существовать как один из неотъемлемых символов Алматы. К слову, первый трамвай появился в городе в середине 1930-х, маршрут его пролегал по улице Копальской – ныне Кунаева.

В числе нынешних мастеров городского пейзажа художники Алексей Уткин и Евгений Фридлин – павлодарец, часто бывающий в Алматы и любящий наш город.

Работы Евгения Фридлина легко узнаются по особому приему его письма – мы видим изображенное как сквозь запотевшее стекло.

В работах его коллеги Алексея Уткина много света – и этим творческий почерк художника перекликается с видением импрессио­нистов.

Алексей Уткин – истинно городской художник, он путешествует по Алматы с блокнотом, делая карандашные зарисовки. Его героями становятся алматинцы, спешащие по своим делам на фоне исторических зданий, влюбленные, воркующие в сквере.

– Работы городских художников разных поколений уникальны, они отражают историю и передают дух нашего большого, но необыкновенно уютного и теплого города, – заключила Оксана Танская.

Статья опубликована в  №20, от 22.02.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Живописная история".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!