100-летний юбилей выдающегося актера Атагельды Исмаилова отмечается в этом году

100-летний юбилей выдающегося актера Атагельды Исмаилова отмечается в этом году
Источник фото: Vecher.kz

Он внес огромный вклад в развитие отечественной культуры.

Атагельды Исмаилов заслуженный артист Казахской ССР, внес немалый вклад в развитие отечественной культуры. Более полувека посвящено им служению театру и кино. Казалось, самой судьбой был предопределен ему путь в искусство. Путь, на котором были встречи и работа бок о бок с интереснейшими людьми нашего времени. Путь, который позволил таланту Атагельды Исмаилова раскрыться во всей полноте, передает корреспондент Vecher.kz.

В довоенном 1940 году Атагельды Исмаилов даже не предполагал какой неожиданный поворот сделает его судьба. Успешно окончив среднюю школу №12 в Алма-Ате, и затем, пройдя курс подготовки в аэроклубе, Атагельды поступает в Ташкентское летное училище. Наконец-то осуществилась его давняя мечта стать летчиком и молодой Атагельды отдает все силы учебе и подготовке к боевым вылетам.

Однако, его мечтам сразиться с фашистами в небе не суждено было сбыться. В 1943 году самолет, на котором Атагельды Исмаилов, без пяти минут выпускник летного училища, выполнял фигуру высшего пилотажа, загорелся через несколько минут после взлета. Сначала кабину пилота, а затем и весь самолет охватило пламя. Военные инструкторы, наблюдавшие за полетом с земли, дали приказ немедленно покинуть объятый пламенем самолет. Атагельды едва успевает выпрыгнуть с парашютом. Только в госпитале, придя в себя от сильнейших ожогов, он с горечью осознает, что на карьере летчика-истребителя придется поставить крест.

Так, в 1943 году Атагельды возвращается домой, в совхоз «Горный Гигант», где в то время жили и работали его родители, отец – Исмаил, труженик животноводческой фермы и мать –Бигайша Жакиева, знатная доярка, впоследствии депутат Верховного Совета СССР, чей труд был неоднократно отмечен орденами и медалями.

Его родители и односельчане были счастливы видеть Атагельды живым и невредимым. По поводу его приезда устраивается небольшой той, на который приглашена группа артистов, среди них заслуженный артист Казахской ССР Жагда Огузбаев.

Во время праздника отец Атагельды, сам шутник и балагур, умеющий развлечь гостей веселыми песнями и прибаутками, просит сына сыграть для гостей на баяне. Оказалось, что Атагельды с детства учился играть на этом музыкальном инструменте и, по словам отца, «до десятого класса сломал десять гармоник». Атагельды не надо было долго уговаривать и вскоре в его исполнении раздаются задорные мелодии. Когда же восхищенные слушатели попросили Атагельды спеть, он сумел проявить еще один свой талант. Праздник еще не закончился, а Огузбаев уже просил отца Атагельды отпустить Атагельды с труппой артистов на гастроли в Восточно-Казахстанскую область. Им как раз нужен был аккомпаниатор и Атагельды был самой подходящей кандидатурой.

«К тому же это шанс для молодого человека повидать свет и окрепнуть после болезни», – убеждал Огузбаев.

Отец Атагельды не был против и сумел уговорить Бигайшу.

И вот на следующий день Атагельды уже в пути, готовится к концертам, репетируя на ходу, в поезде. В репертуаре артистов того времени были в основном популярные народные мелодии, поэтому их музыкальное сопровождение не представляло никаких трудностей для Атагельды. Концерт неизменно начинался одноактной пьесой Ш. Айманова «Штаб», затем шли выступления артистов. Музыкальная часть выступлений пользовалась у зрителей не меньшей популярностью, чем пьеса. Атагельды быстро преодолел первоначальный страх и волнение перед сценой и вскоре перед зрителями появлялся уже уверенный в себе, очень привлекательный молодой человек.

Однажды Жагда Огузбаев, видя, что Атагельды обрел уверенность на сцене, попросил заменить его в роли солдата в пьесе. Атагельды, польщенный доверием старшего товарища, не мог отказать ему. К тому же, профессия актера всегда казалась ему интересной. Он тщательно выучил роль и вскоре после репетиций вышел на сцену в новом качестве, как актер.

Шакен Айманов и Шолпан Жандарбекова очень положительно отзываются о его дебюте, считая, что Атагельды обладает врожденными актерскими способностями.

По возвращении домой из гастролей, длившихся целых четыре месяца, Атагельды ждал призывной листок из военного комиссариата. По заключению военной медкомиссии Атагельды не мог служить в летной части, но был признан пригодным к службе в пехоте. Он начал готовиться к отбытию на службу и решил зайти в театр, попрощаться с артистами. Там он встретил директора театра Орынбека Бекова, который вручил ему приказ о принятии на работу в качестве актера драматического театра. Оказалось, что днем раньше группа артистов во главе с Калибеком Куанышбаевым обратилась в ЦК с просьбой не призывать Атагельды Исмаилова на воинскую службу, так как театру нужны были такие талантливые актеры как он. Просьба артистов была удовлетворена.

Так, в 1944 году Атагельды Исмаилов начал профессиональную карьеру актера в театре драмы имени М. Ауэзова. Понимая, что для освоения всех тонкостей актерского мастерства ему необходимо профессиональное образование, Атагельды поступает в театральное училище. Литература и народная поэзия всегда были его пристрастием, поэтому после успешного окончания театрального училища Атагельды учится на заочном отделении филологического факультета Алма-Атинского государственного института.

Тем временем его работа в театре привлекла внимание знатоков и любителей театрального искусства. Работая с такими профессионалами как Калибек Куанышбаев, Серке Кожамкулов, Шакен Айманов, молодой Атагельды оттачивал свое актерское мастерство. Он играл роли не только классического репертуара, работать над которыми счел бы за великую честь любой артист в постановках по произведениям Шекспира, Мольера, Шиллера, Гоголя, но и в постановках по произведениям молодых казахстанских писателей (Мусрепова, Абишева и др.).

В постановке Шакена Айманова пьесы о юном Абае (по сценарию Я.Штейна) Атагельды сыграл заглавную роль, создав незабываемый образ великого поэта в молодости и в начале творческого пути.

«По моему мнению, и по мнению многих актеров, лучше Абая, после Куанышбаева, никто не играл», – говорил народный артист Казахской ССР Касым Жекебаев.

Касым-ага отзывается об Атагельды как об «очень талантливом актере, который «одинаково хорошо играл и в комедиях, и в трагедиях». Он также отмечает, что «Шакен Айманов очень любил Атагельды».

В 1954 году Атагельды Исмаилов перешел на работу в Государственный Театр юного зрителя. Здесь им были созданы яркие образы первого казахского просветителя Ибрая Алтынсарина в одноименной пьесе М. Акинжанова, молодежного лидера Гани Муратбаева в одноименной пьесе Ш. Кусаинова, Чингисхана в пьесе О. Бодыкова «Гибель Отрара», Сталина в пьесе Ш. Муртазы и многие другие. Бок о бок он работал с такими корифеями театра как Байдильда Калтаев, Салима Саттарова, Амина Умурзакова, Камаси Умурзаков.

Работая в ТЮЗе, Атагельды Исмаилов также проявил себя как талантливый драматург-постановщик. На сцене театра им были поставлены пьесы С. Муканова «Светлая любовь», «Балуан Шолак».

Народная артистка Казахской ССР Амина Умурзакова, работавшая с Атагельды Исмаиловым в Театре юного зрителя, вспоминая о годах совместной творческой работы, говорила: «Это прекрасный актер, который великолепно справлялся и с большими и с маленькими ролями. У него отличный тембр голоса и дикция. Он мастер текста».

Амина-апай также отмечает личные качества Атагельды Исмаилова как «прекрасного человека», обладающего «спокойным характером», который «никогда не грубил никому».

«Мы вместе ездили на гастроли, которые иногда длились по 45 дней. Атагельды, везде пользовался неизменным успехом и большой популярностью, особенно среди женской половины зрителей», – добавила она.

Фильм «Береза в степи» был первым художественным фильмом, в котором снимался Атагельды Исмаилов. В картине, снятой в 1957 году, и рассказывающей о начале освоения целинных земель, он играет роль председателя колхоза-хорошего человека и деловитого руководителя.

«Именно в этой роли Атагельды Исмаилов впервые оставил нам, зрителям, впечатляющий образ доброго и умного руководителя и смелого организатора тружеников сельского хозяйства», – пишет о нем журналист С. Досанов в информационно-рекламном журнале «Новый фильм» в 1973 году.

Становление Атагельды Исмаилова как киноактера совпало со временем, когда молодая казахстанская кинематография искала пути самоутверждения в мире советского киноискусства. Через три года после выхода картины «Береза в степи» Алма-Атинская студия художественных и документальных фильмов была переименована в киностудию «Казахфильм». С этого времени  в Казахстане ежегодно выпускаются 7-8 художественных фильмов, дублируются на казахский язык до 70 фильмов. Это было время, когда народ с нетерпением ждал выхода каждого фильма на экран и премьеры выливались в настоящие праздники.

После своей дебютной роли Атагельды Исмаилов снялся в ряде фильмов. Среди них такие художественные фильмы, как «Кыз Жибек», «Четверка по пению», «Юность Джамбула», «Батыр Баян», «Турксиб», «Дар богов», «Юность Джамбула», «Кому нужен щенок?». В исполненных им ролях актер создает безупречные образы своих героев, каждый из его персонажей обретает характер, неповторимость и запоминается навсегда. 

Одной из граней таланта Атагельды Исмаилова являлся большой дар мастера дубляжа. Дублирование картин с одного языка на другой само по себе дело очень сложное. Здесь, кроме актерского мастерства, необходимо глубокое знание техники дубляжа: соблюдение синхроники, ритма, интонации.

Работа по дубляжу началась для Атагельды Исмаилова в 1946 году в кинокартине «Молодая гвардия». Благодаря его умению и выразительности, один из главных героев Олег Кошевой «будто в жизни говорит на казахском языке», отмечает «Новый фильм». После этого режиссеры дубляжного цеха не расстаются с Атагельды Исмаиловым, поручая ему дублирование главных героев в таких картинах, как «Тарас Шевченко», «Чапаев», «Преступление и наказание», «Падение Берлина», «Освобождение», «Король Лир» «Любовь и голуби» и многих других. В фильме «Начало века» Атагельды Исмаилов озвучивал роль Ленина. Всего на киностудии «Казахфильм» им озвучено более тысячи ролей. Недаром за работу в этой области киноискусства Атагельды Исмаилов по праву называют «Королем дубляжа».

Озвученные приятным баритоном Атагельды Исмаилова, художественные произведения казахских писателей составляют Золотой фонд Казахского радио. Работа на радио сначала в качестве диктора, а затем как неизменного участника радиопостановок, была неотъемлемой частью творчества Атагельды Исмаилова. К сожалению, большинства радио- и телепостановок нет в архивах так, как в 60-х годах актеры играли вживую.

В разные периоды своего творчества Атагельды Исмаилов на страницах различных республиканских и областных газет и журналов делится с читателями и молодыми артистами своим опытом и идеями в материалах  под рубриками «Советы народным театрам», «Советы кружкам художественной самодеятельности», «Рекомендации по работе драмкружков» и т.д.

Им написано 10 пьес, которые с успехом шли не только на сценах казахстанских театров, но и в соседнем Узбекистане, в Каракалпакии.

Заслуженному артисту Казахской ССР Атагельды Исмаилову, лауреату многочисленных премий, чей творческий путь тесно связан с захватывающим периодом в жизни страны и становлении искусства суверенного Казахстана, исполняется 100 лет.

Огромный жизненный путь Атагельды Исмаилова, пропитанный истинным творчеством и созиданием, продолжает служить молодому поколению ярким примером творческого мастерства через призму созданных им образов и произведений.

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!