Алматинец Зейнельхан Мухамеджанов возрождает почти забытую технологию кочевых рукодельников

Алматинец Зейнельхан Мухамеджанов возрождает почти забытую технологию кочевых рукодельников

Алматинец Зейнельхан  Мухамеджанов вышивает необычные узоры, возрождая почти забытую технологию кочевых рукодельников.

Бiз кесте – это традиционная вышивка тамбурным швом, выполняемая не иголкой, а крючком. Ремесло зародилось в глубокой древности и сопровождало кочевников на протяжении многих веков. Таким видом вышивки украшали юрты, одежду номадов, головные уборы. Но в современном мире, казалось, эта техника была утеряна навсегда. Однако Зейнельхан Мухамеджанов сумел возродить этот вид древнейшего национального ремесла номадов Великой степи.

Считается, что вышивка исконно женское дело. Но мастер с этим стереотипом не согласен. Это кропотливый труд, требующий выдержки, концентрации внимания и, конечно, вдохновения.

– Искусство не может делиться на женское и мужское. Гобелены ведь мужчины делали! Я много лет занимаюсь вышивкой. Терпения у меня всегда хватает, я люблю эту работу и получаю от нее огромное удовольствие, – улыбается художник.

Умению вышивать шелковыми нитями он научился у своей супруги, получившей, в свою очередь, навыки ремесла от своей матери. Но Зейнельхан не только освоил мастерство и углубился в его историческое изучение, но и стал делать масштабные гобелены, которые выглядят, как настоящие художественные полотна. Уникальность художника заключается в его умении возрождать и привносить современные нотки творческого обогащения в древнее искусство национальной вышивки бiз кесте. 

– Я перелопатил немало литературы, чтобы восстановить этот вид вышивки. По образованию я художник, попробовал себя и в живописи, и в керамике, но судьба посадила меня «на крючок». Стараюсь смешивать стили: традиционный орнамент, элементы живописи, графики, – делится мастер.

Темами его работ являются древняя история, традиции, легенды, степная философия. Свои знания и опыт он хочет донести до молодого поколения и бережно собрал все в авторскую книгу «Искусство казахской вышивки».

Работы художника хранятся в фонде Государственного музея имени А. Кастеева, фонде этнографического музея Восточно-Казахстанской области, фонде галереи современного искусства «Уланбатор» Монголии, Прибалтийской международной академии Латвии и частных коллекциях многих зарубежных стран: США, Англии, Германии, Японии, Кореи, Израиля, России, Кипра.

– Обожаю вышивать, работа дарит мне ни с чем несравнимую радость. Когда на полотне появляются узоры, я чувствую себя волшебником, – делится ремесленник.

Статья опубликована в  №9, от 29.01.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Ниточка из глубины веков".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!