Благородное дело: врач общей практики поделилась секретами своей профессии

Благородное дело: врач общей практики поделилась секретами своей профессии
Источник фото: vecher.kz

По словам доктора Мины Акбари, работа участкового требует многих знаний и навыков.

Врач общей практики городской поликлиники №1 Мина Акбари – представитель медицинской династии. Более 30 лет назад ее родители, потомственные медики, приехали из Афганистана в Казахстан, чтобы учиться по специальности, сообщает Vecher.kz.

Остались жить в Алматы, создали семью. Как признается Мина, все, что было связано с медициной, сопровождало ее с детства: родители вели дома профессиональные разговоры. Бывало, что они брали дочку с собой на учебу или работу, где она видела ведущих профессоров, и ей тоже хотелось надеть белый халат. Поэтому после школы вопрос о том, в какой вуз подавать документы, не стоял, путь лежал в медицинский университет.

На сегодняшний день Мина Акбари в профессии уже четыре года, но если считать со временем обучения в медицинском вузе – то более 10 лет.

Она говорит, что выражение «Век живи век учись» – это про медиков. Врач должен учиться все время, тем более что XXI век – это время стремительных перемен, в том числе и в медицине: появляются новые методы лечения, новые препараты и за всем этим нужно поспевать.

– Вы помните свой первый рабочий день в качестве врача общей практики?

– Прекрасно помню свой первый прием. Если честно, было страшновато. Когда ты учишься – это одно: у тебя есть преподаватель, который тебе подскажет, поможет в нужную минуту, поддержит. Но когда ты уже профессиональный врач и остаешься один на один с пациентом – это совсем другое. За дверью твоего кабинета стоят люди, все они разные, и проблемы у них разные. Они ждут своего времени, чтобы переступить порог и обратиться к тебе за помощью. Тогда для меня было важно правильно себя поставить, чтобы люди не подумали, мол, опять прислали вчерашнюю студентку, которая ничего не знает, ничего не умеет…

Нужно было, чтобы они увидели во мне врача. Конечно, боялась не справиться. Но как-то удалось наладить диалог с пациентами – это придало уверенности. Они доверили мне свои проблемы, а я постаралась им помочь. В конце приема выдохнула: вроде бы все прошло неплохо, значит, можно продолжать.

 – Можно ли назвать врача общей практики диспетчером лечебного дела, многосторонним специалистом?

– Думаю, да, ведь врачу общей практики нужно обладать навыками в разных сферах медицины. Он должен точно определить диагноз, дать верные рекомендации и без необходимости не отправлять к узким специалистам. Если же пациенту требуются дальнейшие консультации, то нужно выдать направление именно к тому профильному специалисту, который ему поможет, чтобы он лишний раз не бегал, не нервничал. Поэтому можно согласиться с тем, что участковый – это координатор процесса.

– Каков круг ваших обязанностей?

– Он достаточно широк. Это прием в поликлинике, выезд – осмотр пациента на дому, ведение диспансерных больных, ведение женщин фертильного возраста, патронаж беременных и новорожденных, подворовый обход, вызов представителей разных возрастных категорий на прохождение скрининга, вызов на вакцинацию. У меня на участке 1670 человек, и я несу ответственность за каждого, фактически приходится находиться на связи с пациентами 24 часа в сутки, и это не фигура речи, так оно и происходит. Нюанс в том, что мы ведем не только одного пациента, а всю его семью, где есть люди разных возрастов, и все это мы должны учитывать. Не зря врача общей практики называют семейным врачом.

– Сколько времени вы должны уделять каждому пациенту на приеме в поликлинике?

– В поликлинике прием врача общей практики длится порядка пяти часов. В него входит осмотр детей и взрослых. На прием нам отводится 15 минут. Но каждый пациент индивидуален, поэтому прием может занять больше положенного времени. Его продолжительность зависит от тяжести заболевания пациента, его возраста. В день на прием записывается около 30 человек, а то и больше, и каждого нужно осмотреть, с каждым провести опрос, определить проблему и дать рекомендации.

– Как справиться с таким потоком людей?

– Да, дело непростое. Тем более что люди приходят разные. Среди них есть и вспыльчивые, и требовательные, и такие, которые начинают нервничать без причины, паниковать по поводу своего состояния. Случается, около кабинета, а то и в самом кабинете создается пробка: один человек вошел без записи, другой – по записи, а тут еще те пациенты, что пришли к медсестре или медбрату за рецептом или направлением, а еще зависла система, и люди возмущаются... Обстановка начинает накаляться. И в этой ситуации должен быть и есть только один человек, от которого зависит общая атмосфера, – это врач. И все пациенты смотрят на него, на его реакцию. Если врач сохраняет спокойствие, то его примеру следуют и другие, если же нет, то ситуация может выйти из-под контроля. Поэтому нужно создать максимально спокойную и дружелюбную обстановку, чтобы часы приема прошли в штатном режиме.

– Случается такое, что пациент вызвал врача или пришел на прием, а проблем со здоровьем у него на самом деле нет, он просто хочет пообщаться?

– Бывает, что человеку просто нужно поговорить, он нуждается в общении. Но мы ни в коем случае не укоряем пациентов, мол, зачем пришли без причины. Стараемся и в этом случае помочь, ведь часто и общение становится терапией, улучшает самочувствие, повышает тонус. Как правило, в этом нуждаются пожилые люди или люди из социально неблагополучных семей. Мы даем им возможность выговориться и стараемся уточнить причину прихода или вызова. В случае необходимости обеспечиваем таким пациентам прием психолога или вызов социального работника.

– Как быть, если пришло время вакцинации или скрининга, а человек не приходит, можно ли его «заставить»?

– Заставлять мы никого не можем. Все происходит только путем терпеливых разговоров, убеждений. Это сложный путь, но иного нет. Стараемся объяснить, для чего это нужно, ходим по домам, раздаем брошюрки, вызываем на прием. Конечно, бывает, что люди не приходят, ссылаясь на работу, тогда мы организовываем приемы в некоторые субботы. И такой подход приносит определенные плоды.

– Зачем нужен скрининг?

– Он нужен для того, чтобы выявить заболевание и начать его своевременно лечить. К очень большому сожалению, бывает, что люди не приходят на скрининги, а потом записываются на прием, и ты видишь, что болезнь уже прогрессирует. А вот если бы человек своевременно пришел, то можно было полностью справиться с проблемой. Поэтому обращаюсь ко всем: пожалуйста, посещайте скрининги и не игнорируйте иммунопрофилактику.

– Как вы поступаете, если человек здоров, но просит выписать ему больничный?

– Больничный – это лист нетрудоспособности. То есть человек, которому он дается, по физическим показаниям не может выполнять работу. Или же лист открывается в связи с необходимостью ухода за больными. Поэтому без необходимости, увы, никто больничный не даст. Если человек устал, то есть другой выход, отпуск, например, или несколько дней в счет отпуска. Но только не больничный лист.

– Современные коммуникаторы – это друзья врачей или источники беспокойства 24/7?

– Друзья. Потому что с их помощью мы сообщаем о важных вещах, о тех же скринингах например. Также они помогают вовремя реагировать на проблему, справиться с ней без посещения врача или понять, что необходимо срочное обращение к врачу. Конечно, бывает, придешь домой, расслабишься, а тут сообщение на телефон, но нужно ответить, такая работа.

– Бывает ли, что вы приходите на вызов, а никто не открывает?

– Редко. Случается, что человек вызывал себе неотложку, а потом нам поступил об этом сигнал – это стандартный алгоритм. Врач общей практики может прийти к пациенту и не застать его: стало лучше и человек пошел на работу. Поэтому, чтобы не попасть в такую ситуацию, мы предварительно звоним пациенту, спрашиваем, нуждается ли он в приходе врача. Если «да», то приходим. В свою очередь мы, медики, просим пациентов быть на связи, понимать, что после вызова скорой с ним могут связаться.

– Вы советуетесь со своими родителями по медицинским вопросам?

– Да, мои родители остаются для меня большими авторитетами. Сегодня их работа не связана с медициной, но они сохранили свои знания. В частности, мой отец в свое время специализировался по хирургии у профессора Камала Ормантаева, и к нему приходят за советами друзья, близкие. К слову, мои родители держат постоянную связь со своими однокурсниками, обмениваются новостями, в том числе из мира медицины. Смотря на них, я убеждаюсь, что не зря выбрала профессию врача.

– За что вы любите свое дело?

– За то, что оно дает возможность помогать людям. И мне кажется, что мои пациенты, зная меня, это понимают. Считаю, что врач – это благородная профессия. Врач должен быть человечным, внимательным. Да, бывают тяжелые дни, когда наваливается много отчетности, когда приходят «трудные» пациенты. Но когда человек вылечился и говорит тебе спасибо – это дорогого стоит, это самая большая награда для врача.

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!