Достояние республики

Комитету государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК исполнилось 30 лет.

Еще в 90-х годах 20-го века в период перестройки и демократизации советского общества возникла необходимость разгосударствления и приватизации государственной собственности.

После принятия в октябре 1990 года Декларации о государственном суверенитете Казахстан начал самостоятельно проводить широкомасштабные экономические, политические и социальные реформы, в том числе в сфере государственного имущества.

Организационной основой для проведения реформирования государственной собственности стало создание в декабре 1990 года уполномоченного государственного органа – Государственного комитета Казахской ССР по управлению государственным имуществом.

В дальнейшем Указом Президента Казахской ССР от 22 апреля 1991 года «Вопросы Государственного комитета Казахской ССР по управлению государственным имуществом» были конкретизированы и определены полномочия Комитета, и ему переданы права по владению, пользованию и распоряжению государственной собственностью Республики.

16 февраля 1991 года было принято Постановление Верховного Совета Казахской ССР «Об основных направлениях разгосударствления и приватизации государственной собственности в Казахской ССР», а 22 июня 1991 года издан Закон Казахской ССР «О разгосударствлении и приватизации».

Начиная с августа 1991 года, стали формироваться территориальные комитеты по управлению государственным имуществом, что обеспечило проведение единой государственной политики во всех регионах Республики.

Программа приватизации государственной собственности, включающая в себя четыре этапа, стала базисом экономических преобразований и реформ в Республике и главной организационной составляющей процесса реформирования государственной собственности.

На первых двух этапах, охватывающих с 1991–1992 годы  и с 1993 по 1995, основная цель заключалась в создании необходимых условий для перехода от централизованной плановой к рыночной экономике. Приватизация осуществлялась на платной и бесплатной основе. Трудовым коллективам государственная собственность предприятий, на которых они работали, передавалась на льготных условиях посредством акционирования.

На втором этапе была принята Национальная программа разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993–1995 гг. Эта программа предусматривала проведение приватизации крупных и уникальных объектов по индивидуальным проектам, массовую приватизацию средних предприятий и малую приватизацию, осуществляемую посредством аукционов, конкурсов.

Третий этап проходил с 1996 по 1998 г. Основная его отличительная особенность заключалась в том, что приватизация проводилась только на платной основе. Работы осуществлялись в соответствии с Программой приватизации и реструктуризации государственной собственности Республики Казахстан на 1996–1998 гг. В ее рамках были реализованы секторальные программы в электроэнергетическом, нефтегазовом и нефтехимическом, металлургическом и горнорудном, транспортно-коммуникационном (наземный, воздушный транспорт, связь), агропромышленном комплексах и социальной сфере (здравоохранение, образование, культура, туризм и спорт).

На заключительном четвертом этапе была реализована «Программа приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом на 1999–2000 годы», в ходе которой была проведена передача права владения и пользования государственными пакетами акций отраслевым министерствам и ведомствам.

Необходимо отметить, что на втором этапе программа приватизации предусматривала четыре основных направления: 1) малую приватизацию, 2) массовую приватизацию, 3) приватизацию по индивидуальным проектам, 4) приватизацию сельского хозяйства. Малая приватизация должна была охватить предприятия, на которых работало до 200 человек. Приватизация по индивидуальным проектам касалась очень крупных предприятий – свыше 5 тысяч работников. В свою очередь, массовой приватизацией было решено охватить предприятия, на которых работало от 200 до 5000 чел. 

Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Рес­публики Казахстан в период своего становления подчинялся непосредственно Президенту Казахской ССР и был подотчетен Верховному Совету Республики. Сегодня он является ведомством Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющим в пределах компетенции центрального исполнительного органа руководство в сфере управления республиканским имуществом, реализации прав государства на республиканское имущество, приватизации и государственного мониторинга собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение, и стратегических объектов, за исключением имущества, закрепленного за Национальным Банком Республики Казахстан.

Основными направлениями деятельности Комитета являются:  
– продажа объектов республиканской собственности;
– передача в имущественный наем (аренду) имущества республиканских юридических лиц;
– работа с республиканскими государственными юридическим лицами;
– мониторинг эффективности управления объектами государственной собственности;
– работа с негосударственными юридическими лицами с государственным участием;
–  работа с имуществом, поступившим в государственную собственность по отдельным основаниям (конфискованное имущество).
Следует отметить, что одной из основных задач Комитета является пополнение республиканского бюджета.
Например, Департаментом государственного имущества и приватизации города Алматы ежегодно в республиканскую казну перечисляется порядка 1 млрд 700 млн тенге, из них:
– от продажи объектов государственной собственности – около 400 млн тенге;
– от дивидендов негосударственных юридических лиц с государственным участием – около 700 млн тенге;
– от сдачи в аренду государственного имущества – около 350 млн тенге;
– от реализации конфискованного имущества – около 250 млн тенге.

Реализация Комитетом масштабной программы разгосударствления и приватизации государственной собственности стала основой экономических реформ, проведенных в Республике. Позитивным результатом этой работы стало то, что в Республике сформирован и успешно функционирует частный сектор экономики, образован новый социальный слой частных предпринимателей, многие из которых состоялись как эффективные частные собственники, производящие конкурентоспособные товары и услуги.

Постановлением Правительства РК от 29 декабря 2020 года утвержден Комплексный план приватизации на 2021–2025 годы.
 В частности, утвержден перечень крупных организаций республиканской собственности, подлежащих приватизации в приоритетном порядке.

Глава государства отметил, что план приватизации до 2025 года включает в себя около 700 государственных предприятий, 112 из них входят в структуру «Самрук-Қазына».

Статья опубликована в №63, от 27.05.2021 газеты "Вечерний Алматы" 
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 444.22  476.38  4.82
Алматы 10°