Как у домбры появились дополнительные лады, а у кобыза третья струна

Как у домбры появились дополнительные лады, а у кобыза третья струна
Источник фото: Vecher.kz

Творческие изыскания Ахмета Жубанова позволили вывести казахскую народную музыку на международный уровень. 

Как научные и творческие поиски привели Ахмета Жубанова к созданию первого оркестра казахских народных инструментов, рассказали известные казахстанские музыковеды в беседе с корреспондентом Vecher.kz.

В этом году исполнилось 115 лет со дня рождения Ахмета Жубанова. Народный артист Казахстана, академик, профессор вошел в историю отечественного музыкального искусства не только как композитор, теоретик и педагог, но и как музыкальный новатор. Наработки руководимой им лаборатории по усовершенствованию домбры и кобыза определили развитие оркестровой народной музыки на многие десятилетия вперед.

Прославенный оркестр народных инструментов имени Курмангазы также можно считать плодом исследования Ахмета Жубанова и его коллег.

Экспериментальная лаборатория была создана в тридцатые годы минувшего века. В тот период музыкальное искусство республики становилось на профессиональные рельсы. Именно в это время заведующий учебной частью музыкально-драматического техникума (ныне музыкальный колледж имени Чайковского) Ахмет Жубанов впервые поставил вопрос о том, чтобы обучение игре на домбре проходило по нотам.

Студенты – в основном молодые люди, приезжавшие учиться профессиональному искусству из аулов, – с большим энтузиазмом постигали нотную грамоту, сольфеджио, гармонию и другие дисциплины. Прогресс в обучении позволил задуматься о том, чтобы создать коллектив, состоящий целиком из музыкантов-народников.

В 1933 году Жубанов и его ученики – 11 студентов техникума – объединились, чтобы воплотить эту идею в жизнь. Амбициозная задача создать коллектив домбристов первоначально держалась на чистом энтузиазме. Музыканты столкнулись с двумя существенными проблемами. Во-первых, при всем богатстве народной музыки не было нотного багажа. Во-вторых, инструменты звучали камерно, поэтому для выступления на крупных сценических площадках нужно было усиливать их звучание. К тому времени опыт усовершенствования народных инструментов уже существовал в России, и Жубанов убедил вышестоящее руководство в том, что имеет смысл пойти по такому же пути.

Так при техникуме был организован научно-исследовательский кабинет и при нем музыкально-экспериментальная мастерская. Первоначально, как с юмором вспоминал Жубанов, кроме четырех стен и крыши в этом кабинете ничего не было. Поэтому многие относились к намерениям энтузиастов с нескрываемой иронией.

«Педагоги и студенты вначале косо смотрели на эту затею. Особенно смущало то обстоятельство, что мы, молодое руководство техникума, занимаемся делами, не предусмотренными учебной программой», – вспоминал впоследствии профессор Жубанов.

Но были и те, кто воспринял идею заведующего учебной частью и его единомышленников с энтузиазмом. В их числе композитор Евгений Брусиловский. Уже к известному к тому времени в республике композитору приходили народные музыканты с просьбой перенести на нотный стан их произведения. Брусиловский слушал их композиции, затем оркестровал их и с разрешения авторов относил наработки Жубанову.

К созданию оркестровых вариантов домбры и кобыза подключились музыкальные мастера Борис и Эммануил Романенко. Они имели необходимый профессиональный опыт, занимаясь модернизацией балалаек для создаваемого в Москве оркестра народных инструментов.

В научно-исследовательском кабинете Жубановым были записаны кюи Курмангазы, Таттимбета, Казангапа, Ыхласа и многих других композиторов-кюйши. Все эти произведения вошли в репертуар оркестра. Параллельно с этой работой Жубанов и братья Романенко создавали оркестровые варианты народных инструментов. Решения, как и бывает в подобных случаях, подсказывала сама жизнь. Встал вопрос, как в классе казахских народных инструментов исполнять этюды, музыкальные пьесы классических композиторов в сопровождении фортепиано. И в процессе родилась идея создать на грифе домбры дополнительные лады, прибавить третью струну к кобызу и так далее.

Через несколько месяцев после начала экспериментов братья Романенко представили новый образец домбры. Для изготовления корпуса было использовано ореховое дерево, на гриф шла береза, а деку создали из тянь-шаньской ели. У новой домбры были овальный корпус и длинная шейка.

«Тогда мастера остановились на каплевидной форме, удлинили гриф до 48 сантиметров – у обычной домбры 40-46 сантиметров – она напоминала домбры, распространенные в Западном Казахстане. Сегодня домбра, созданная в мастерской Ахмета Жубанова, считается золотым стандартом и широко используется как в оркестровом, так и в сольном исполнении», – объяснил известный музыкальный мастер, профессор, член Союза художников РК Жолаушы Турдугулов.

Струны натягивались фабричные, способные выдержать высокую настройку. Также экспериментальные инструменты изготавливались из других видов деревьев. В итоге был создан целый ансамбль. Появились домбра-прима, домбра-альт, кобыз-прима и другие инструменты. Что касается кобыза-прима, то этот инструмент позволил существенно расширить исполнительские возможности и репертуар.

«Отличие кобыза-прима от традиционного кыл-кобыза достаточно серьезные. У кыл-кобыза струны сделаны из традиционного материала – конского волоса, а у вышедшего из мастерской Жубанова прима-кобыза – металлические, скрипичные струны. У старинного инструмента – две струны и охват в две октавы, у прима-кобыза их четыре и шире регистр – в три с половиной, четыре октавы, что позволяет исполнять на кобызе-прима не только народный, но и весь классический скрипичный репертуар», – объяснила руководитель коллектива Layla-Qobyz кобызистка Ляйля Тажибаева.

В первых концертных испытаниях усовершенствованных инструментов участвовали профессиональные музыканты, в их числе домбрист Махамбет Букейханов. На концерте муздрамтехникума студенты Ильяс Ахметов и Тулепбай Балыкбаев исполнили на новых инструментах кюй «Кенес», аккомпанировал им на фортепиано Евгений Брусиловский.

Работа по модернизации инструментов стала основой для создания Казахского государственного академического оркестра народных инструментов, ныне носящего имя Курмангазы.

Наработки, сделанные Ахметом Жубановым и его единомышленниками, позволили вывести казахскую народную музыку на международный уровень. С оркестром имени Курмангазы пели такие признанные мастера вокала, как Сергей Лемешев, Людмила Зыкина, коллектив вырастил целую плеяду отечественных исполнителей, а идеи Ахмета Жубанова и сегодня востребованы исполнителями народной музыки и музыкальными мастерами.

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!